План
- Введение
- Основная часть
А) Влияние семьи: «Где есть старики — там есть богатство».
Б) Влияние эпохи: «Знающий победит тысячи, а сильный — только одного».
В) Влияние кружения и их идей: «Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит».
- Заключение
- Список литературы.
Приложения.
Приложение №1-Портрет Ибырая Алтынсарина.
Приложение № 2 – И.Алтынсарин с учениками и коллегами.
Приложение № 3 И.Алтынсарин с учениками.
Приложение № 4 – И.Алтынсарин с семьей.
Введение
Немало великих людей взрастила Великая казахская степь, и пусть вечно хранит она имена тех, в чьих сердцах никогда не угасала вера в то, что его народ станет просвещённым, культурным, величественным. Чьи пытливые умы вела вперед великая вера, вера в будущее своей страны, своего народа. На нашей родной земле, где когда то сражались батыры, пели песни великие акыны-сказители, где в широкой степи летели табуны лошадей, где расцветали самые первые тюльпаны — таких людей не счесть. История рассказывает нам о наших предках, известных исторических личностях: вождях племен, биях, сказителях, общественных и государственных деятелях, которые внесли огромный вклад в развитие казахского народа и повлияли на исход будущего истории. Они веками стремились к единству, к высотам, к знаниям. Целостность, духовность, нравственность, процветание народа являются основой особенного индивидуального кодекса духа степи.
Великая степь хранит в народной памяти имена многих выдающихся людей, но одно имя выделяется особенно. С его именем, связана целая эпоха становления казахского просвещения и светского образования в Казахстане. Это человек, который был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа, это человек, который убедил кочевника, считавшего, что все его богатство — скот, в том что истинное богатство — знания, что только знания могут сделать человека всемогущим, сильным и счастливым. Выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики – Ибрагим Алтынсарин.
Вся многогранная творческая и общественная деятельность Ибырая Алтынсарина была подчинена главной задаче — приобщению казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.
Воспитание детей и молодежи Ибырай Алтынсарин считал, должно быть разумным и свободным, основываться на идее равенства природных способностей человека, на стремлении выявить и развить в каждом человеке все лучшие задатки, что созвучно с потребностями нашего времени и востребованы современной системой образования. Актуальность исследования заключается в изучении факторов, условий повлиявших на личность Ыбырая, на его взгляды, как на просветителя, который сквозь десятилетия предвидел актуальность педагогической основы светского образования и воспитания детей, педагогические принципы были настолько универсальны и опережали своё время так, что даже спустя 160 лет, всё ещё актуальны.
Цель моей работы: изучить жизнь Ибрая Алтынсарина, исследовать условия, факты повлиявшие на становление Ибырая Алтынсарина, как личности, педагога, просветителя.
Объект исследования – личность Ибрая Алтынсарина.
Предмет исследования – исследовать и изучить истоки, факторы повлиявшие на формирование выдающейся личности
Гипотеза исследования основывается на утверждении, что воспитание, данное в юном возрасте отцом, а в дальнейшем дедушкой определило полноценность воспитания, а его окружение и время в которое жил Алтынсарин — стали основой для самостоятельного развития и самореализации личности Ибырая.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотеза были определены следующие задачи исследования:
- Исследовать жизнь и педагогическую деятельность Ибырая Алтынсарина.
- Дать характеристику тем историческим условиям, которые оказали влияние на формирование мировоззрения Ибрая Алтынсарина.
Методологической основой исследования явились положения, разработанные в трудах известных отечественных ученых-исследователей, биографов.
Источники исследования: труды (монография, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи и тезисы выступлений)
Методы исследования:
- Теоретический: изучение и анализ научных источников, посвященных проблеме исследования;
- Историко-сравнительный: анализ, обобщение и систематизация материала;
- Практический: анализ, синтез, обобщение отобранного материала;
Со сложным историческим периодом связана деятельность выдающегося просветителя, общественного деятеля, педагога-новатора, учёного-этнографа, поэта и прозаика, одного из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создателя казахского алфавита на основе русской графики, который сыграл огромную и неоценимую роль в общественной и духовной жизни казахского народа.
Своими силами Ибырай Алтынсарин открыл множество школ и подготовил основу для дальнейшего развития образования на территории Казахстана. На его долю выпало самое тяжелое и ответственное время, когда все надо еще нужно было создавать, вводить нововведения и освещать значимость знаний не только для того времени, но и для будущего всего Казахстана.
Основная часть
Глава № 1:
Дедушка «Где есть старики — там есть богатство».
Ибырай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Он принадлежал к известному роду «кипчак». Мать Ибырая Айман Шегенкызы – потомок знаменитого батыра Жанибека Кошкарулы, который был первым казахом, получившим воинское звание «Тархан», а его отец – Алтынсары участвовал в подавлении национально-освободительного восстания Кенесары Касымова.
Согласно древним традициям казахского народа по завершении сорока дней от роду, ребенку официально дают имя. Казахи верят в приметы, поэтому придают особое значение выбору имени ребенка, потому что считают, что имя ребенка впоследствии влияет на его судьбу, поэтому давать красивое имя ребенку — это почетная обязанность родителей.
Это прерогатива старшего поколения. Обычно свекры называют наследника. Отец Алтынсары — Балгожа уверенный в уникальности наследника, наклоняясь к правому уху младенца, произносил: «Твое имя Ибрагим» — арабская форма этого имени означает «возвышенный отец», «отец народов» «Пророк».
«Бала үйдің патшасы» («Ребенок — царь семьи») — это неписаный закон, который появился у казахского народа много веков назад, любить и баловать детей такое же незыблемое правило, как и уважать старших. А еще в народе говорят: «Где есть старики — там есть богатство», «Екі баланың ортасындағы кәрі – бала болады, екі қарияның ортасындағы бала – дана болады» (Старец среди двух детей становится ребенком, а ребенок среди двух старцев – мудрецом). Конечно, наибольшее влияние в воспитании детей традиционно играло старшее поколение — бабушка и дедушка со стороны отца. Но не эта традиция, увы, стала причиной, того что, Ибрагима воспитывал дедушка – бий Балгожа Жанбурчин, войсковой старшина Оренбургской пограничной комиссии, пользовавшийся большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. Не конца испив отеческую любовь и нежность в полной мере, Ибрагим, потерял своего отца во время восстания, когда ему было всего 3 года. А самого Ибрая спас друг его деда Жетибай Отемисулы.
Дедушка Ибырая — Балгожа – бии слыл мастером по части рассказа и поучения и решения вопросов на основе прецедента, человеком красноречивым, остроумным, умеющим дать отпор, словить на слове, что было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и результат сражения. Балгожа бии был человек умеющий глубоко проникать в проблемы, оценивать и распутывать узлы, благодаря этому влияющий на ход дел. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором. По словам одного из его современников — титулярного советника И.Я. Осмоловского, это был «человек, хотя и без всякого образования, но чрезвычайно умный, проницательный, глубокомысленный и превосходно знающий киргизские обычаи; но зато человек самолюбивый до бесконечности, не терпящий никаких противоречий, гордый, высокомерный, упрямый и даже мстительный. Он считается одним из первейших и умнейших биев во всей Восточной части орды, а потому имеет сильное влияние и пользуется общим уважением киргизов. Преданность правительству видна уже из того, что при заключении салавата, или мировой сделки между киргизами двух ведомств Оренбургского и Сибирского он, видя споры и несогласия обеих сторон, первый отказался от своей более двадцатитысячной претензии на киргизов Сибирского ведомства и тем ускорил заключение перемирия».
Отдельную роль нужно отнести тому кем по призванию и по званию был его дед Балгожа. Бий — в просторечии переводится как судья. Это не совсем точно. Судья действует строго по предписанному регламенту и должностной инструкции. Бии у казахов в XIX в. Слабо подчинялись инструкциям. Являясь всенародно признанными духовными вождями, они одновременно были политическими организаторами, при необходимости — военачальниками, неподкупными судьями. И суд свой вершили на виду у всего народа, чутко прислушиваясь к его мнению. А главным оружием биев было Слово. Высокие, наполненные философским смыслом, как бы инкрустированные поэзией, их речи передавались из поколения в поколение, воспитывая тот самый дух народа, которым он вправе гордиться. Бии проповедовали вековые традиции, выражающие мир и духовное согласие. По обычному праву казахов бии решали уголовные дела, но более важное значение имело решение гражданских дел, межродовых взаимоотношений, отношений с другими народами. Для них важно было знание норм права ханов, султанов. Отсюда бии должны были обладать памятью и знанием примеров решения различных дел в прошлом, свои доводы бий обязан был подкрепить фольклором, а при состязательности сторон — своей блестящей речью, остроумием и логикой убедить в правоте своих решений. Вот такими неординарными качествами должны были обладать бии.
При всех этих качествах, Балгожа стал для своего внука отдельным значимым пластом духовной культуры для своего внука Ибрагима. Именно дедушка являясь хранителем традиций семьи, обладателем глубокой, всеобъемлющей мудрости народа, старался передать и привить их юному Ибрагиму — правильного, сформированного на основе древних традиций поведения, взаимоуважения старших и младших, чувство почитания к духу предков, отзывчивость, скромность, обходительность, верность, преданность и искренность. Балгожа воспитал в горячо любимом внуке понятие совести, умение подходить к каждому делу очень взвешенно, будучи уверенными, что сможешь довести его до конца, высоконравственным, скромным, ответственным и образованным. На основах народных традиций и обычаев, Балгожа заложил чувство любви к родной земле, к родному народу, стремление к познанию и просвещению.
Будучи бием, Балгожа хотел, чтобы и внук стал просвещённым и культурным человеком. С ранних лет он постоянно объяснял маленькому мальчику важность получения образования и когда внуку исполнилось девять лет, Балгожа отправил его получать образование в 1851 г. в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Школа-интернат предназначалась для воспитания чиновников низшего звена из местного населения, которые бы владели русским языком и были приверженцами царизма. Сюда пытались пристроить своих детей главы различных родов, чтобы в будущем через них усилить влияние и власть. Такую же цель ставил перед собой дед Ибрая, который своего внука записал в список претендентов еще до строительства школы, поэтому девятилетний Алтынсарин попал в первую волну учащихся. Учебное заведение находилось в городе Оренбурге, преподавание там велось преимущественно на русском языке. Ребята, прибывшие из разных населенных пунктов, проживали в организованном здесь же интернате.
Дед Балгожа понимая значимость образования, даже в частые минуты грусти и тоски по любимому внуку, старался не подать виду, старался вселить уверенность в правильности выбора в пользу образования:
Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.
Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной
Станешь грамотным – будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.
Ибырай понимал ответственность, да и природный ум и пытливость, сделали его отличником учебы. Преподаватели отмечали его как одаренного мальчика, который отличался от своих сверстников своим старанием и любовью к учебе. Прилежный ученик с первых же дней школьной жизни старательно воспринимал все, что ему объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Все свободное время Алтынсарин посвящает самообразованию: он много занимается русским языком, стремясь овладеть им в совершенстве, знакомится с сочинениями русских классиков, внимательно следит за современной ему журнальной периодикой. Молодой Ибырай за все время пребывания в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др., что вероятно и сформировало незаурядные поэтические способности Ибрая.
Школа оказала положительное влияние на Ибырая, научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге» стали повседневной жизненной формулой Ибырая.
Образование, полученное в школе-интернате не сделало из Ибырая слугу царя, а напротив, приблизило к собственному народу и проблемам его будущего. Уже тогда он видел, какие цели преследуют колонизаторы — насильно навязать оседлый образ жизни и отобрать более или менее плодородные земли. Он разделял мнение, что кочевой уклад не ведет к развитию народа, однако при этом Алтынсарин отстаивал право казахов на занятие земледелием и скотоводством. Переход к оседлой жизни он видел только путем повышения образованности нации, чем и занимался всю жизнь.
Ибырай с малых лет проявлявший стремление к знаниям, в 1857 году с золотой медалью окончил школу. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам и ряду других предметов, будущий просветитель продолжает заниматься, знакомиться с представителями разночинной интеллигенции, находившимися в оренбургской ссылке. Ибырай был близок к известному востоковеду В. В. Григорьеву, часто посещал его дом и пользовался его библиотекой.
В 1857 году Ибырай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно — европейской культуры.
Глава № 2:
Эпоха «Знающий победит тысячи, а сильный — только одного».
Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по- неразумности своей принимали существующие порядки.
В области просвещения нерусских народов, царизм проводил политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживал их политическое, экономическое и культурное развитие. Значительно важнее обратить внимание на то обстоятельство, что вместе с укреплением русско-казахских связей стали усиливаться и приобретать стабильный характер взаимоотношения прогрессивной русской и формирующейся молодой казахской интеллигенции. Это взаимодействие оказалось настолько плодотворным, что дает все основания говорить о превращении Казахстана второй половины XIX в. в своеобразный эпицентр интеллектуального развития общества на евразийском рубеже.
На возникновение и распространение просветительства среди казахского народа оказало большое влияние присоединение Казахстана к России. Отличительные особенности казахского Просвещения в самых общих чертах состояли в том, что оно возникло в Казахстане как идейное отражение последствий присоединения Степного края к России, а не как продукт естественно возникшего кризиса феодального строя как такового.
Вторая половина XIX века имеет исключительно большое значение в развитии просвещения и школьного образования в Казахстане. После завершения окончательного присоединения Казахстана и Средней Азии к России и проведение административных реформ в 1867-1868 и 1891 годах в Казахстане объективно создались благоприятные условия для развития просвещения и школьного образования не только среди русского населения (русского казачества и крестьян переселенцев), но и среди казахского населения. Если до 60-х годов на территории Казахстана господствовали главным образом мусульманские конфессиональные школы, то в последующий период начинают создаваться и развиваться русско-казахские школы.
Со второй половины XIX века вопрос о мусульманском духовенстве постоянно находился во внимании правительства. Исходя из мнения о том, что духовные лица оказывали огромное влияние на мусульманское население, власти стремились «привязать к себе этот класс народа», определив в законе его положение. В 50-60-е годы Министерство внутренних дел пыталось создать единообразную систему управления духовными делами мусульман. Во второй половине 19 в. некоторые представители администрации мусульманских регионов рассматривали мусульманское духовенство, как главное препятствие политике сближения. Они предлагали ограничить власть мулл, лишив их официального статуса и конфессиальной организации. В правительственных верхах эта радикальная точка зрения не встретила сочувствия. В отношении существовавшей духовной организации мусульман правительство проводило политику, направленную на постепенную русификацию духовенства и усиление контроля над его деятельностью. В областях, присоединенных позже, была избрана другая тактика. Мусульманские духовные лица воспринимались только как служители веры и потому не получили официального статуса.
Во «Временном положении об управлении в областях Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской» были установлены основные принципы развития и просвещения в Казахстане. Казахи по общественным приговорам могли устанавливать особые сборы на организацию школ и для других «благотворительных целей». Муллы должны были получать разрешения уездного начальника на право преподавания местному населению грамоты, а также на организацию при мечетях школы, которые могли содержаться за счет казахского населения. При каждом уездном управлении должна была открыться «для всех безразличия народностей» правительственная школа по «первоначальному образованию». Программа обучения в этих школах должна была утверждаться генерал-губернатором с согласия Министерство народного просвещения. С разрешения местного начальства учителя этих школ могли обучать у себя на дому
Во второй половине XIX в. в волостях и аулах казахские дети учились обычно в школах-мектебах, реже — в медресе. Царское правительство принимало меры к тому, чтобы преградить путь к открытию мусульманских школ в Казахской степи. Оно направило местным колониальным органам и учебному начальству инструкции и правила по поводу строгого контроля над мусульманскими школами. Одно из ограничительных требований этих правил гласило: «Все лица, желающие заниматься обучением детей в мектебах и медресах области, должны иметь для сего разрешение от учебного начальства, в форме установленного для сего свидетельства».
Разрушение традиционных устоев казахского социума и складывание новых общественно-политических отношений привели к изменениям в культурной и духовной жизни народа. В период, когда Казахстан стал объектом интересов России, Англии, Франции и других государств, возросло экономическое освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание необходимости овладения достижениями науки, техники, культуры.
Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, но в тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры.
Казахстане народное образование в тот период развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения края к России. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков.
Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем Алтынсарин встретил положительно. Он видит эти преобразования, как полезные для казахского народа. Однако, хорошо зная положение народа, его двойное угнетение, он раздумывал над путями улучшения его жизни. Критикуя колониальную политику царизма, последняя прикрывалась лицемерно доводами о «пользе оседлости» и «цивилизаторской миссии» Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель не разумнее ли — говорит Ибрай, — прежде нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом.
В статье «По поводу голода в Киргизской степи», Алтынсарин связывая просвещение и образование народа с оседлостью, с городами и удобными путями сообщений, он категорически выступает против проекта «как можно более скорого» перехода от кочевья к оседлости путем «принудительных мер». Подобный проект он расценивает как грабеж сколько-нибудь пригодной земли у колонизуемого народа, поскольку подчеркиваются «особые преимущества» русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к этому не «принудить». Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что казахи сами проявляют стремление довольно настойчивое к «переменам векового быта» в смысле оседлости. К этому он присовокупляет весьма существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае.
И все же с началом промышленного освоения Казахстана появилась потребность в образованных людях. И следуя принципу историзма, нельзя рассматривать развитие народного образования в отрыве от того времени. Просвещение мыслилось, как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могли идти без создания собственной печати и книгоиздания. Вместе с тем блага цивилизации несли для казахского народа явно выраженные отрицательные стороны, в частности стремление принудительной оседлости кочевников и изъятии лучших пахотных и пастбищных земель.
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключалась в создании в Казахстане совершенно новых для того времени народных светских школ. По сути, именно он стоял у истоков нашего национального образования. «Школы – это главные пружины образования казахов, … и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа», — писал Ибырай еще в 1871 году. Работа Ибырая Алтынсарина по созданию школ высоко оценивалась местным начальством. Начальник Оренбургского укрепления сообщал Оренбургскому и Самарскому генерал-губернатору, что открытия школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью, училище содержится весьма хорошо и чисто, а быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя.
Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, он открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Алтынсарин особое значение придавал материальной базе этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области, — писал он, — я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию». Алтынсарин не только организовывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу.
Просветительская работа Ыбырая Алтынсарина включала так же, бучение и помощь учителям, он призывал педагогов с уважением относиться к своим ученикам и понимал, что краеугольным камнем учебного процесса является квалифицированный педагог. Он разработал систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов, адаптированную для казахских аулов.
«В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка».
Он писал, что учительская должность «не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен». Учителя в казахском ауле он представлял центром воспитания и примером во всём. Он призывал учителей не держаться слишком теоретического обучения, а преподавать согласно склонностям и успехам ученика. Ыбырай считал, что главное для родителей и учителей – любить детей и не гасить их любопытство и стремление к знаниям. Он рассматривал полученные знания и умения не с точки зрения формального образования, а с учётом их реальной пользы. Он предлагал учителям использовать различные упражнения, обучать от простого к сложному, преподносить материал в интересной для ребёнка форме. Просветительская работа Ибырая Алтынсарина включала обучение и помощь учителям, он призывал педагогов с уважением относиться к своим ученикам и понимал, что основа успешного учебного процесса является квалифицированный педагог. В системе школьного образования, разработанной Алтынсариным, главное место отводилось личности и моральному облику учителя. Он писал, что учительская должность «не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен». Учителя в казахском ауле он представлял центром воспитания и примером во всём. Он призывал учителей не держаться слишком теоретического обучения, а преподавать согласно склонностям и успехам ученика. Алтынсарин указывал учителю, что он «никогда недолжен забывать с кем имеет дело. Он имеет дело с детьми, которые, если не понимают что-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести их до понимания. Должен он обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснить каждый предмет охотно и простым языком, без выученных фраз и ненужных терминов», ибо «наглядное обучение основано именно на простоте учебных приемов и простых учительских объяснений.
Алтынсарин вводит учебные предметы: география, черчение, история, арифметика, естествознание, закон божий, знакомит с грамматикой русского языка. Разработал каким должно быть оборудование в школе: удобная мебель, складная классная доска, 2 или 4 низких круглых стола, сундук для хранения книг и письменных принадлежностей. Считал, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижения целей (умственная, нравственная, совершенствования ребёнка)
В целом, Ыбыраю Алтынсарину удалось открыть: четыре двуклассных центральных «русско- киргизских», одно ремесленное, одно женское, пять волостных училищ, два училища для русских детей. Алтынсарин стал родоначальником организации женского образования в Казахстане. При его поддержке открылась первая женская школа в Иргизе в 1887 году. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае – в 1891г., Кустанае – в 1893 г., в Актобе – в 1896 г.
В качестве учебно-вспомогательных пособий И. Алтынсарин рекомендовал учителям русско- казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского, «Азбуку и книгу для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматику» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметику» Евтушевского, «Краткую русскую историю» Острогорского.
Одной из заслуг И. Алтынсарина является то, что он разрабатывал учебные планы и программы школ, которые были несравненно шире и глубже существовавших. Он сам написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия, которые начал незадолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области, и закончил в 1869 г. Это — «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучение киргизов русскому языку». Эти книги были первыми учебными пособиями для изучения казахскими детьми русского языка и отличался легкостью и доходчивостью в изложении основных правил русской грамматики.
Просветитель потратил немало сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана, где можно было обучаться профессиям – слесарное дело, мыловаренное дело, маслобойное дело и кожевенное дело. Однако профессиональные учебные заведения до революционного Казахстана не соответствовали потребностям времени. В 1914–1915 учебном году в семи средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не составляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России.
В своих переводах произведений русских классиков на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Он плодотворно трудился для развития национальной культуры и литературы, в области формирования казахского литературного языка. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия», составленная им на основе русского алфавита. Эти книги впервые были напечатаны на новом казахском алфавите, созданном на основе русской графики. Следует вспомнить, что в Казахстане в 1940 году официально государством был введен современный казахский алфавит на основе русской графики. В свое время Алтынсарин, видя жизненную историческую необходимость такого перехода, первым ввел его в практику. В этом проявилась гениальная прозорливость выдающегося писателя-просветителя. Ыбырай — один из родоначальников художественной казахской прозы, чьи рассказы и сказки для детей стали первыми произведениями в этом жанре в казахской литературе и глубокими корнями связанные с жизнью и бытом казахского народа и с русской классической литературой.
За этими фактами сухими цифрами стоит огромная организаторская работа, способность мыслить масштабно и умение убеждать власти в необходимости выделения средств (причем немалых) на развитие образования. Отсутствие средств, учебных пособий и помещения для школы оказалось серьезным препятствием в самом начале пути, на который стал Алтынсарин — «На нашу долю, — писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья… Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ибырай Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. Алтынсарин решительно доказывал пользу знания и превосходство оседлости перед кочевым бытом, знакомил свой народ с такими достижениями человечества, как телеграф, железная дорога, пароходство.
Чтобы претворить в жизнь свои намерения, ему пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, на «гладком месте». К сожалению, общественно-политическая обстановка того времени не представляла собой благодатную почву для развития национальных культур, и поэтому в настоящее время мы воздаем должное первому просветителю который доступными ему способами способствовал ее сохранению и укреплению. «…Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать ещё на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы…». Его стремление учить казахских детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности, встретили сопротивление с двух сторон.
Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политике царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но никакой поддержки идее широкого образования не оказывало, но руководствовалась не благородными соображениями о распространении образования в казахской среде, но в перспективе рассматривала выпускников этих школ в качестве чиновников нижнего звена, которые будут вести делопроизводстве на русском языке, станут писарями, переводчиками, служащими политике царизма. Но свою «политику» царское правительство проводило осторожно, под лозунгом просвещения народа. Необходимость введения русского алфавита мотивировалась тем, что татарский язык «портит природный киргизский язык», что казахов, не имеющих своей письменности, вполне удовлетворит русский алфавит без каких-либо изменений. Царские чиновники заявляли, что, предлагая эти меры, они якобы борются против «отатаривания» казахской степи, за чистоту родного языка казахов.
Деятельность Ибырая Алтынсарина в первый период вполне удовлетворяла начальство, которое было им довольно, давало его работе высокую оценку и отзывалось о нем одобрительно. Но в последующий период, когда эта деятельность приняла более широкий размах, чем это предусматривалось властями, а его демократические стремления все чаще стали давать о себе знать, царские чиновники круто изменили свое отношение к просветителю. Они стали отзываться об Алтынсарине отрицательно, старались опорочить его в глазах общественности, искали повод, чтобы отстранить его от должности областного инспектора народных училищ. По поводу резко изменившегося к себе отношения чиновников Алтынсарин писал В. Катаринскому: «Грустное очень душевное настроение мое теперь, так как от тех же властей, от которых имею я право ожидать помощи и поощрения, заслуживаю в конце концов неустанное преследование всеми законными и даже незаконными путями. Что же после этого, где же справедливость?»
С другой стороны, местное духовенство с которым Алтынсарин повел решительную борьбу, которые, пользуясь покровительством чиновников колониального управленческого аппарата, кое-как учили казахских детей грамоте на татарском языке, воспитывали их в духе ислама и в духе покорности царизму. В лучшем случае получившие подобного рода образование казахские юноши смогли стать письмоводителями, толмачами при правителях или в канцеляриях колониальной администрации. Мусульманское духовенство противодействовало новшествам Ибырая, стараясь внушить, что он якобы хочет «крестить» казахских детей и подготовить их к «солдатской службе» в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, устаревшего кочевого быта, а также против тех служителей культа, которые использовали ислам в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя».
Алтынсарин выступая против религиозного образования. Предложил отбор предметов в учебном плане, как учить и для чего учить: «Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя». Знания должны быть реальными, способствующие умственному и нравственному развитию личности
В борьбе с мусульманским духовенством, противодействовавшим просвещению народа, Алтынсарин рассчитывал на некоторые благоприятствующие факторы. Он имел в виду, что значительная часть казахов не была заражена религиозным фанатизмом и только внешне соблюдала обряды ислама. Алтынсарин полагал, что ислам не успел еще глубоко укорениться в Казахстане, что казахи сохранили еще «здоровый взгляд на вещи». Русско-киргизские школы, считал просветитель, должны сохранять и развивать положительные качества народа, его «практические взгляды на вещи», на жизнь. Он подчеркивал, что народ пока «неиспорченный, его стремления не идут еще по указанной узкой рамке и… в настоящее время, в пору начала возникновения… учебно-книжного дела, крайне нужны письменные руководства, практически полезные и научного характера, и что руководства эти должны быть составлены не на каком-либо непонятном, а на чисто киргизском языке»
Но его вдохновляло и сознание в правильности избранного пути, и вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа. Сам Ибырай писал: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по- русски и по- татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками»
Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», — писал человек, веривший во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. «На нашу долю, – писал Алтынсарин, – теперь выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо еще создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать всё, насколько хватит у нас сил и уменья…»
Глава № 3.
Окружение и их идеи «Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит»
Деятельность Алтынсарина протекала в период после отмены крепостного права, когда уже развивались капиталистические отношения в России, когда и в Казахстане разрушалась хозяйственная замкнутость аулов, теснее становились экономические и духовные связи между казахским и русским народами, распространялись в крае идеи передовых людей России. Не удивительно, что в личной библиотеке Алтынсарина были, наряду с сочинениями выдающихся русских педагогов, собрания сочинений классиков русской литературы, произведения Чернышевского, Добролюбова, Белинского, а также некоторых наиболее известных западноевропейских писателей и мыслителей. Эти произведения, надо полагать, оказали благотворное влияние на формирование просветительских идей и демократических убеждений Алтынсарина.
Особенно в близких отношениях находился Алтынсарин с Н. Ильминским, В. Григорьевым, В.Катаринский. Друзья и окружение Ибырая Алтынсарина стали для него возможно примером образованности, грамотности, среди них переводчик Оренбургской пограничной комиссии Н.И. Ильминский, председатель Оренбургской пограничной комиссии В.В. Григорьев. Ярые приверженцы монархического строя России, они осуществляли в казахских степях колонизаторскую в политику царизма. В их деятельности, как в капле воды, отразились реакционные и прогрессивные последствия добровольного присоединения Казахстана и России. В целях колонизации Казахстана эти представители царской администрации организовывали школы для детей зажиточных казахов, чтобы дать им светское образование в противовес религиозному и их помощью проводить политику угнетения царизмом беднейших слоев населения. Но, как уже говорилось, положительное в их деятельности то, что они приобщили к русской культуре часть казахов и этим способствовали образованию казахской интеллигенции.
Так, хорошо знавший Ибырая Алтынсарина, помогавший ему в изучении русского языка Н.И. Ильминский был образованным человеком, талантливым востоковедом и этнографом. Он хорошо изучал казахский язык, переводил с русского официальные документы, предназначавшиеся к опубликованию среди казахов, с помощью прикомандированных к пограничной комиссии практикантов – выпускников Оренбургской школы. Для них Ильминский написал учебник. Он полюбил молодого, живого, интересного Ибрая Алтынсарина, ввел его в свою семью и всячески способствовал его умственному развитию. «Какой симпатичнейший юноша сделался приятным гостем в моей семье», — писал Н. И. Ильминский. «Я постоянно имел к нему самые искренние расположения, — писал он об Алтынсарине, — особенно ценил я в нем живую любознательность и постоянную мысль о необходимости образования киргизов».
В.В. Григорьев (1816 — 1881), также известный ученый, окончил филологический факультет Петербургского университета. Автор многочисленных трудов по языку, археологии, этнографии и истории, он очень внимательно следил за жизнью Оренбургской казахской школы и всячески способствовал ее улучшению. Он поставил вопрос «о восстановлении в правах» казахского языка и о применении его в официальной переписке. Ему же принадлежит идея введения русского алфавита в казахский язык, который не только послужил гранью для обособления казахского языка от татарского, но и помог созданию самостоятельной казахской письменности. В.В. Григорьев лично знал деда Ибырая Алтынсарина – Балгожу Джамбурчина, который является членом Оренбургской пограничной комиссии, очень ценил его ум и деятельность. Вместе с дедом Григорьев следил за учебными успехами Ибрая в Оренбургской школе, а после окончания ее взял его к себе в качестве переводчика. Подметив необыкновенную любознательность Алтынсарина, он стал помогать его развитию, подбирая для его чтения книги и объясняя ему непонятные слова.
В.В. Катаринский получил образование в Казанской духовной академии. Известен неутомимой деятельностью и преданностью делу образования казахов. Им составлен ряд учебников: «Букварь для киргизов», «Практические уроки русского языка для киргизов», «Русско-киргизский и киргизско-русский словарь» и другие. Его книги печатались на основе русской графики. К составлению учебников привлекались казахи-учителя. Ибырай Алтынсарин, работая инспектором школ Тургайского уезда, был непосредственно связан с Катаринским по службе. Между убеждениями этих царских чиновников и демократическими идеями Ибырая Алтынсарина все же нет ничего общего. Алтынсарин придерживался своей цели по просвещению своего народа, они же в свою очередь исполняли приказ. И очень часто люди, давшие ему возможность приобщиться к светскому образованию, не понимали его чаяний и надежд, стремлений по приобщению Ибырая своего народа к знаниям, как заботиться о просвещении своего народа. Это люди считавшие, обучение казахов желательным лишь в тех пределах, как это необходимо для успешного проведения в жизнь различных мероприятий царских властей
Н.И. Ильминский, В.В. Катаринский, В.В. Григорьев не понимали, идей Ибырая и в его частых жалобах на отсутствие средств, поддержки видели лишь проявление характера. Не понимали они и бесконечной тревоги за судьбу своего края, народа и любовь к ним, хотя в своих письмах к ним Алтынсарин делился самым сокровенным — своими планами по организации школ, ликвидации неграмотности, приобщению казахов к мировой культуре.
Разумно и правильно анализируя социально-экономические условия казахского общества того времени, Алтынсарин пишет: «Если Россия справедливо гордится тем, что юго-восточные губернии ее служат житницей даже для Европы, то киргизская степь не меньшую службу сослужит, если будет скотным двором, хотя бы для одной России. Никакие премии, никакие сельскохозяйственные академии не сделают такого пастуха, каков есть киргиз. Этот пастух составляет предмет тайной зависти для европейской дипломатии, сознающей силу России именно в том, что в ней есть и воин хороший, и земледелец искусный, и пастух природный…»
Алтынсарин стремился к приобщению своего народа к русской культуре, хотел «органически слить» родной край с Россией не путем распространения в нем христианской веры, крещения казахов, а путем развития у них «здравого рассудка», подъема культурного уровня народа. Ильминский вначале не знал далеко идущих планов своего подопечного и потому оказывал ему всяческую поддержку. Алтынсарин же не мог не знать того, что интересует миссионера Ильминокого, но он нуждался в поддержке влиятельных представителей царской администрации, чтобы успешно осуществлять свою просветительскую деятельность. Объективно получалось так, что культурно-просветительные цели властей в узких рамках временно совпадали со стремлением Алтынсарина просветить свой народ.
Заключение
Все, что сделать не смогли мы, седые старики,
вы теперь должны достичь, вы, грядущего ростки…
Ибырай Алтынсарин
Для каждого из нас звучали эти знаменитые строки- могут восприниматься по-разному, для меня эти строки – завет Первого учителя степи, призывающие уже много лет к знаниям. Для меня этот человек- символ проявления настоящего патриотизма и любви к своей стране и к своему народу. Благодаря своей целеустремленности, страстному желанию видеть свой народ образованным и огромной любви к детям ему удалось основателем нового национального светского образования. Ыбырай Алтынсарин достиг своей цели, не смотря на трудности и препятствия, не отступая ни шаг перед преградами и сложностями, во имя светлого будущего своего народа.
Личность играет роль в истории, при условии, что она выражает интересы народа. Индивидуальные качества личности могут ускорить или замедлить ход истории, а личность Ибырая Алтынсарина, его деятельность и труды в XXI веке не имеет альтернативы. Роль Ибырая Алтынсарина в качестве движущей силы истории всеобща и абсолютна.
Ибырай выступал движущей силой общественного развития.
Итак, в своей работе мне удалось исследовать жизненный путь и путь Ибырая, как основателя светского образования в Казахстане. Исследовать факторы и условия, повлиявшие на становление личности Ибырая Алтынсарина – время в которое он жил, воспитание которое он получил, идеи повлиявшие на его мировоззрение.
Нельзя рассматривать жизнь и деятельность Ибырая Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Законы развития общественной жизни и исторических процессов тесно связаны с сознательной деятельностью людей, живут в условиях своего времени, которое накладывает на них особый отпечаток.
Воспитание которое он получил, сделало из него человека глубоких убеждений, человека доброго, отзывчивого, способного посвятить всего себя развитию своего народа. Человека имеющего идти вперед во имя реализации и достижений своих целей, человека, который вооружившись знаниями, нес их народу, во имя его светлого будущего.
Таким образом, просветитель возвышал роль науки, знаний в практической жизни человека, убедил своих современников в полезности, даже в жизненной необходимости изучения науки. Просветительные идеи Алтынсарина для своего времени были, да и для нашего времени, пусть даже спустя практически столетия остаются актуальными и новаторскими, наследие Алтынсарина неоценимо и бесценно. Ибырай Алтынсарин, вынужденный преодолевать сопротивление как родной казахской среды, так и царской администрации, благодарный за приобретенные в России знания и возмущенный ее отношением к казахам, как подчиненному народу, развивал собственную независимую систему ценностей. Сделанное Алтынсариным за короткие годы навсегда увековечило имя этого человека. И пусть в его деятельности отразился дух времени, а просветительные идеи Алтынсарина своим острием были направлены на ломку экономической и культурной отсталости казахского народа, он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. И с уверенностью я могу сказать, что он этого добился.
Список использованной литературы:
- Алтынсарин, И.Собр. соч. в 3-х томах: Т.1. – Алма-Ата, 1975 г.
- Алтынсарин, И. Собр. Соч. в 3-х томах: Т.2. – Алма-Ата, 1975 г.
- Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина – Алма-Ата: Мектеп, 1968 г.
- Джумагулов, К. Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. – Алма-Ата. – 1984 г.
- Кузембаев А., Абил Е. История Республики Казахстан. Алматы.1999г.
- Ламашев А. Ыбрай Алтынсарин. Алма-Ата. 1991г.
- Ильминский Н. Воспоминания об И. А. Алтынсарине. Казань, 1891г.
- Ламашев А. И. И. Алтынсарин и его русские друзья, последователи. Алма-Ата, 1988 г.
- Бахыт Каирбеков «Национальные обычаи и традиции. Казахский этикет» Алматы 2012 г.
- Аргынбаев А. «Казахская семья» Алматы 1996г.
- Кайдар А. «Каков казахский народ»Алматы 2008г.
- А.Кунанбаев «Слова назидания» 1991 г.
- Сайт – new tams.kz
- Сайт — E history
- https://ru.wikipedia.org– Википедия свободная энциклопедия
Мамыркан Аяулым Ерболқызы
Қостанай облысы, Ұзынкөл ауданы
«№1 Ұзынкөл орта мектебі» ММ, 5 класс
Жетекшінің аты-жөні: Мамырканова Мендыгуль Сартаевна