Тема урока: Слова-тезки, слова-близнецы
Разные виды омонимов (элективный курс по русскому языку)
Цели урока:
обобщить сведения о разных видах омонимов; научиться различать их и не путать с многозначными словами;
: развивать умение анализировать предложенный материал, делать выводы, приводить собственные примеры к изучаемому на уроке;
воспитывать умение работать в группе, выступать в роли учителя.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; инструкции для работы в первичной группе и «группе единомышленников»; таблички с обозначением лексических единиц (с опознавательным знаком);
Форма урока: групповая («Обучение в сотрудничестве»), в основе которой приём РКМ «Зигзаг – 2. Класс поделён на 5 групп.
Ход урока
I Оргмомент. Психологический настрой. Слово учителя:
Утром хорошо просыпается … только сахарный песок мимо чашки.
А чтобы вы быстрее проснулись, я начну урок с маленького анекдота.
Парикмахер клиентке:
-Челку косой будем делать?
Клиентка испуганно:
-А ножницами, как раньше, нельзя?
— Скажите, пожалуйста, почему мы смеёмся? На каком лексическом явлении построены данные примеры?
Фронтальная беседа по обсуждению темы, целей и плана урока.
II Стадия вызова: повторение сведений о разных видах омонимов (составление кластера)
ОМОНИМЫ
Беседа по вопросам:
— Какие значения имеет слово «ключ»?
— Это слово многозначное?
— На чем основано явление многозначности?
— В каких значениях это слово будет выступать многозначным?
— Как мы назовем другие значения слова ключ?
— Что такое омонимы? Читаем правило из учебника.
— Каковы причины появления омонимов в языке?
Задание: записать словосочетания, определить к чему относятся повторяющиеся слова – к омонимам или к многозначным словам. Объяснить свой выбор.
Крем косметический – крем для торта (многозн.)
Иглы ели – иглы ежа (многозн.)
Соломенная шляпка – шляпка гвоздя (многозн.)
Девичья коса – острая коса (омонимы)
Хвост самолета – хвост птицы (многозн.)
Лесной ключ – ключ от замка (омонимы)
Губа (уста) – губа (гауптвахта) – омонимы
Рубка леса – рубка радиста (омонимы)
Посол огурцов – посол страны (омонимы)
Определите, какими частями речи являются омонимы в двух последних словосочетаниях.
Совпадет ли их произношение, если слова поставить в начальную форму?
Следовательно, это не полные омонимы, а один из их видов.
Фронтальный опрос:
— Назовите виды омонимов. Работаем с учебником.
— Что такое омоформы (грамматические омонимы)? Примеры.
— Дайте определение омографам (графическим омонимам)? Приведите примеры.
— Что такое омофоны (фонетические омонимы)? Приведите примеры.
Словарный диктант.
1. Придать форму – предать соратника, претворить в жизнь – притворить окно, приступить к работе – преступить закон, преходящие ценности – приходящий вовремя, церковный придел – предел возможностей, преступные замыслы -неприступная крепость, приложенные усилия — непреложное правило.
— Что нам помогает различать слова-омонимы?
Омоформы – слова. Совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной или нескольких грамматических формах (печь – сущ., печь — глагол).
Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (замок — замок).
Омофоны – слова, разные по написанию, но одинаковые по значению (полоскать белье – поласкать малыша).
— Различать слова-омонимы помогает контекст.
Можно ли многозначность слов рассматривать как вид омонимов? Почему?
III Работа в первичных группах.
На данном этапе обучающиеся получают карточки с одинаковым языковым материалом, но у каждого члена группы СВОЁ задание (смотри Приложения). Общаться ребятам пока нельзя. На работу отводится 5 минут.
IV Работа в «группе единомышленников».
По команде учителя обучающиеся объединяются в «группы единомышленников», то есть теперь вместе собираются ребята, выполнявшие одно и то же задание. Сделать это быстро помогут таблички с обозначением лексических единиц и опознавательными знаками (такими же, как на индивидуальных карточках обучающихся) – смотри Приложения). Задача «единомышленников» — проверить правильность выполнения задания, при необходимости исправить ошибки и составить предложения с использованием доставшейся лексической единицей (смотри Инструкцию для работы в «группе единомышленников») – приём ТРИЗ «Свои примеры». На работу отводится 8 — 10 минут.
V Возвращение в первичные группы.
Вернувшись в первичные группы, каждый ученик выполняет роль учителя. Его задача – продиктовать и объяснить одноклассникам пример (составленный совместно с «единомышленниками») употребления «своей» лексической единицы (смотри Инструкцию для работы в первичной группе).
К концу урока в тетрадях обучающихся должны быть:
кластеры по теме урока;
индивидуальная (если необходимо, скорректированная в «группе единомышленников») работа;
примеры употребления многозначных слов и разных видов омонимов, составленных обучающимися при работе в «группах единомышленников».
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Оценивание работ учащихся на уроке.
Домашнее задание
Приложение
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены лексические омонимы.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» — посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омофоны.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» — посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омографы.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» — посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омоформы.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» — посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены многозначные слова.
1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» — посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10) Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.
Инструкция для работы в «группе единомышленников»
1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
2. Пользуясь словариком омонимов в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.
Инструкция для работы в первичной группе
1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .
Карагандинская область, Нуринский район, п. Нура
КГУ «Опорная школа(ресурсный центр) «Киевская общеобразовательная школа№3»
учитель русского языка и литературы
Аубакирова Гаухар Задиновна