Авторская программа по прикладному курсу «Основы аналитической химии» Ауез Б.М учителя химии средней школы-лицея №127 им. Ш.Уалиханова пос Шиели Кызылординской области. \r\n\r\n Пояснительная записка.\r\n\r\nПрограмма курса «Основы аналитической химии» запланирована на 2 года, по 2 часа в неделю, в год 68 часов.В школьной библиотеке учебников по курсу нет,что составляет основную трудность для учащихся.Материалы приходится брать из дополнительной литературы и интернета, читать лекцию.Лабораторно-практические работы проводятся по мере возможностей в лаборатории и кабинете химии.В настоящем курсе изложены теоретические основы аналитической химии,методы подготовки пробы к анализу,методы качественного и количественного химического анализа,где проводятся дробный и систематический анализ аналитическая классификация ионов,основанная на реакциях осаждения ;методы разделения веществ;определения некоторых катионов и анионов; расчеты анализов.Внимание уделено математической обработке результатов анализа.Кроме того,приводятся примеры расчетов и типовых задач.Изучение курса направлено на развитие творческого подхода школьников к проведению анализов.По окончании курса аналитической химии за 10-11 класс,ученики сдают экзамены по данному курсу.\r\n\r\nВведение.\r\n\r\n Аналитическая химия – наука о методах изучения химического состава вещества.Она включает качественный и количественный анализ.\r\n\r\nКачественный анализ дает возможность определить состав и идентифицировать вещества.\r\n\r\nКоличественный анализ дает возможность определить содержание различных компонентов в анализируемой системе.\r\n\r\nВ качественном анализе для обнаружения ионов и молекул в основном используют химические и физико-химические методы.При количественных определениях широко применяют как химические методы,так и физические и физико-химические методы.\r\n\r\nЦель курса «Основы аналитической химии»\r\n\r\nНа основе теоретических знаний научить учащихся уметь использовать методы анализа на практике;показать огромное практическое значение аналитической химии;развивать мыслительную деятельность учащихся.\r\n\r\nМежпредметная связь\r\n\r\n1.Физика\r\n\r\n2.Химия.\r\n\r\n3.Экология\r\n\r\n4.Биология\r\n\r\n5.Математика\r\n\r\n6.Медицина\r\n\r\nМетоды урока:\r\n\r\n1.Связь с ТОО «Полихимпродукт» (экскурсия на производство).\r\n\r\n2.Проведение качественного количественного анализа. 3.Расчеты. 4.Решение экспериментальных задач.\r\n\r\nТребования к учащимся:\r\n\r\n1.Соблюдение правил техники безопасности во аремя работы в химическом кабинете.\r\n\r\n2.Получить теоретические знания по курсу аналитической химии.\r\n\r\n3.На основе теоретических знаний уметь правильно проводить методы и расчеты анализов.\r\n\r\nКоличество часов:\r\n\r\nВ год – 68 ч. В неделю – 2 ч.\r\n\r\nОглавление:\r\n\r\n1 часть:Теоретические основы аналитической химии.\r\n\r\nВ этой части ученики получают теоретические знания,куда входят изучение закона действия масс;знакомство с сильными и слабыми электрлитами; ведение расчетов рн растворов сильных и слабых кислот и основании, буферных растворов. 2 часть: Качественный химический анализ.\r\n\r\nЗадача качественного анализа:\r\n\r\nОпределить, из каких составных частей состоит то или другое химическое соединение или их смесь.\r\n\r\nКачественный химический анализ проводят «сухим» или «мокрым» способом.\r\n\r\n3 часть: Количественный химический анализ.\r\n\r\nЦелью количественного анализа является определение количественного содержания различных компонентов, входящих в состав анализируемого вешества, а также количественных соотношений составных частей анализируемой смеси.\r\n\r\nОжидаемые результаты:\r\n
- \r\n
- Подготовка рефератов.
- Подготовка научных проектов.
- Защита научных проектов.
- Тестирование.
\r\n
\r\n
\r\n
\r\n
\r\nЛитература, используемая учениками.\r\n
- \r\n
- И.А.Попадич. «Аналитическая химия». Москва. Химия 1989 г.
- Лекции.
- Материалы из интернета.
\r\n
\r\n
\r\n
\r\nЛитература, используемая учителем.\r\n\r\n1.В. И. Посынайко. Н.А.Васина. «Аналитическая химия и технический анализ». Москва.Высшая школа 1979 г.\r\n\r\n2.И. А.Попадич. «Аналитическая химия».Мосва.Химия 1989 г. 3. Материалы из интернета.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nКалендарно-тематическое планирование по прикладному курсу «Основы аналитической химии». Программа для 11 класса. В нед. 2 часа, всего в год 68 часов.Автор программы учитель химии средней школы-лицея №127 Ауез Б.М\r\n
№ | Тема урока. | Колич.часов. | Время провед. |
1\2 | Повторение курса аналитической химии за 10 класс. | 2 | |
Количественный анализ. | |||
3\4 | Предмет и методы количественного анализа. | 2 | |
5\6 | Лабораторное оборудование в количественном химическом анализе. | 2 | |
7\8 | Гравиметрический анализ. Сущность анализа. | 2 | |
9\10 | Техника работы в гравиметрическом анализе. | 2 | |
11\12 | Расчеты в гравиметрическом анализе. | 2 | |
13\16 | Примеры определений. | 4 | |
17\18 | Титриметрический анализ. Сущность титриметрического анализа. | 2 | |
19\20 | Классификация методов титриметрического анализа. | 2 | |
21\22 | Аппаратурное оформление титриметрического анализа. Мерная посуда. | 2 | |
23\24 | Титрование. | 2 | |
25\26 | Общая характеристика кислотно-основного метода. | 2 | |
27\28 | Кислотно-основные индикаторы. | 2 | |
29\32 | Примеры определений методом кислотно-основного титрования. | 4 | |
33\34 | Решение зхадач. | 2 | |
35\36 | Проверка знаний. Тесты. | 2 | |
37\38 | Методы окисления-восстановления. Скорость окислительно-восстановительных реакций. | 2 | |
39\40 | Перманганатометрия. Характеристика метода. | 2 | |
41\42 | Приготовление рабочего титрованного раствора перманганата калия. | 2 | |
43\44 | Приготовление стандартного раствора щавелевой кислоты. | 2 | |
45\46 | Лабораторная работа №1 «Определение железа в растворе соли Мора» | 2 | |
47\48 | Решение задач. | 2 | |
49\50 | Проверка знаний. Тесты. | 2 | |
51\52 | Йодометрия. Характеристика метода. | 2 | |
53\54 | Приготовление рабочих титрованных растворов. | 2 | |
55\56 | Лабораторная работа №2 «Определение содержания аскорбиновой кислоты в фруктовых соках» | 2 | |
57\58 | Выполнение упражнений и заданий. | 2 | |
59\60 | Метод комплексообразования. Характеристика метода комплексонометрии. | 2 | |
61\62 | Лабораторная работа №3 «Определение общей жесткости воды». | 2 | |
63\64 | Решение задач. | 2 | |
65\66 | Проверка знаний. Тесты. | 2 | |
67\68 | Повторение знаний уч-ся по «Основам аналитической химии» за 11 класс. | 2 |
\r\n Тесты по аналитической химии для 11 класса.\r\n1. Катион калия окрашивает пламя в:\r\nа) красный цвет б) оранжевый цвет\r\nв) фиолетовый цвет г) желтый цвет\r\n\r\n2. Катион серебра можно обнаружить:\r\nа) раствором Fe〖Cl〗_3 б) раствором нитрата натрия\r\nв) реакцией «серебряного зеркала» г) раствором сульфата меди\r\n3. Допишите уравнение, укажите эффект реакции:\r\n〖Ba〗^(2+)+〖SO〗_4^(2-)→BaSO_4↓\r\nВ этой реакции образуется белый кристаллический осадок BaSO_4↓, который не растворим в разведенных сильных кислотах.\r\n4. Установите соответствие: группа катионов групповой реактив\r\n1) 2 группа а) NaOH 2) 3 группа б) NH_3\r\n3) 4 группа в) HCl 4) 6 группа г) H_2 〖SO〗_4\r\n5. Групповой реактив I группы анионов:\r\nа) AgNO_3 + HNO_3 б) Ba〖Cl〗_2 + HCl\r\nв) отсутствует г) NaOH\r\n6) Хлорид серебра с раствором аммиака образует комплекс:\r\nа) [Ag〖(NH_3)〗_2]OH б) [Ag(NH_3 )_2 ]NO_3\r\nв) [Ag(NH_3 )_2 ]Cl г) все нижеперечисленное верно\r\n7) Среда более щелочная при pH, равном:\r\nа) 2 б) 6 в) 12 г) 7\r\n8) К методам осаждения относится:\r\nа) трилонометрия б) алкалиметрия\r\nв) аргентометрия г) гравиметрический\r\n9) Фенолфталеин в щелочной среде изменяет свой цвет на:\r\nа) желтый б) оранжевый\r\nв) синий г) малиновый (розовый)\r\n10) К кислотно-основным индикаторам относятся все, кроме:\r\nа) фенолфталеина б) метилового оранжевого\r\nв) лакмус а г) хромового темно-синего\r\n11) Методом нейтрализации можно определить содержание всех лекарственных средств, кроме:\r\nа) кислоты хлороводородной б) натрия гидрокарбоната\r\nв) натрия салицилата г) натрия бромида\r\n12) Титрант — это раствор:\r\nа) исследуемого вещества б) реагента с точной концентрацией\r\nв) раствор стандартного вещества г) все перечисленное верно\r\n13) Предназначен для точного отбора определенного объема жидкости: а) мерные колбы б) бюретки в)пипетки г) стаканы\r\n\r\n14) К методу титриметрического анализа оносится: а) кислотно-основное титрование б) гравиметрический анализ в) нефелометрический метод г) рефрактометрический метод\r\n\r\n15) Лакмус в кислой среде окрашивается в: а) фиолетовый б) красный в) оранжевый г) малиновый\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nАвторская программа по прикладному курсу «Основы Химической технологии» Ауез Б.М учителя химии средней школы-лицея №127 им. Ш.Уалиханова пос Шиели Кызылординской области. \r\n\r\n Пояснительная записка.\r\n\r\nКурс «Химическая технология» составлен для учащихся 10-11 классов средней школы,которые проявляют интерес к инженерно – химическим вопросам,к химическому производству,желают получить более глубокие знания по химической технологии.В этом курсе вопросы химической технологии рассматриваются на уровне современного состояния химической науки и промышленности.\r\n\r\nКурс ознакомит учащихся с общими закономерностями,которые используются при практическом применении химии и с важнейшими химическими производствами,а также с особенностями важнейших, наиболее типичных производств,с которыми связана школа,область (химическая,металлургическая,нефтехимическая,пищевая промышленность,добыча урановых руд,производство полихимпродукта,на которых осуществляются химические процессы.)\r\n\r\nВ ходе изучения курса желательно знакомить учащихся с производством непосредственной путем систематических экскурсий.\r\n\r\nКроме того учащиеся занимаются творческой работой над конкретно взятой темой и ее защитой.\r\n\r\nВведение.\r\n\r\nХимическая технология – наука о наиболее экономичных и экологически обоснованных методах химической переработки сырых природных материалов в предметы потребления и средства производства.\r\n\r\nОбщие вопросы химической технологии.\r\n\r\n Введение.\r\n\r\nПонятие о химической технологии.Содержание науки «Химическая технология».Классификация химических реакций,лежащих в основе промышленных химико-технологических процессов.Стехиометрия химических реакции.\r\n\r\nСырье,энергия,вода.\r\n\r\n Понятие о сырье,промежуточном продукте (полуфабрикате),отходах производств,комплексном использовании сырья.Виды и классификация сырья:растительное,минеральное,животное,твердое,газообразное, жидкое,природное и искусственное.Запасы сырья.Подготовка сырья к переработке.Обогащение твердых материалов:методы измельчения,сортировка и обогащение твердого сырья.Флотация,флотационные машины.Концентрирование жидкого сырья.Регенерация отходов производства.Замена пищевого и растительного сырья минеральным.Безотходная технология.Сырьевые ресурсы Кызылординской области.\r\n\r\nВиды и источники энергии,применяемые в химическом производстве.\r\n\r\nВода и ее использование в химической промышленности.Характеристика природных вод и примесей,содержащихся в них.Жесткость воды.Требования к качеству питьевой и промышленной воды.Очистка питьевой воды на водопроводных станциях.Сведения о Кызылординском водозаборном сооружении.Подготовка воды к использованию в химической промышленности.Необходимость сокращения расходов воды в промышленности.\r\n\r\nХимическая технология и охрана окружающей среды.\r\n\r\n Классификация промышленных загрязнений биосферы.Источники загрязнения атмосферы.Состав,свойства и классификация сточных вод.Очистка промышленных выбросов.Основные направления научно-технического прогресса в области охраны водных ресурсов.\r\n\r\nОсновные закономерности химической технологии.\r\n\r\n Понятие о химико-технологическом процессе.Классификация химико-технологических процессов.Равновесие в химико-технологическом процессе.Влияние температуры на скорость реакции.Теоретический и практический выход продукта.Влияние концентраций веществ на химико-технологический процесс.Типы технологических схем: с открытой цепью, с частичной рециркуляцией,циркуляционные.\r\n\r\nВажнейшие химические производства.\r\n\r\n Производство серной кислоты.\r\n\r\n Значение серной кислоты.Сырье и его комплексное использование.\r\n\r\nПолучение оксида серы (IV).Типы печей.Печь кипящего слоя.Контактный способ производства серной кислоты.Принципиальная схема производства серной кислоты.\r\n\r\nСвойства и применение.\r\n\r\nСинтез аммиака.Производство азотной кислоты.\r\n\r\n Соединение азота и их значение в народном хозяйстве.Методы фиксации атмосферного азота.Синтез оксида азота (II),методы его осуществеления.Получение азота и кислорода из воздуха глубоким охлаждением ректификацией жидкого воздуха.\r\n\r\nМетоды получения водорода и азотоводородной смеси для синтеза аммиака.Синтез аммиака.Теория каталитического окисления аммиака в оксид азота (II).Промышленные катализаторы.Переработка нитрозных газов в разбавленную и концентрированную азотную кислоту.Прямой синтез концентрированной азотной кислоты.Свойства и применение азотной кислоты.\r\n\r\nПроизводство минеральных удобрений.\r\n\r\n Влияние минеральных удобрений на урожайность и качество сельскохозяйственной продукции.Классификация минеральных удобрений.Физико-химические основы гетерогенных некаталитических процессов в производстве минеральных солей и удобрений.Фосфорные удобрения и их классификация.Нейтрализация и гранулирование простого суперфосфота.Фосфорная кислота.Производство аммиачной селитры.Устройство нейтрализатора.Недостатки аммиачной селитры – как удобрения.\r\n\r\nМеталлургия.\r\n\r\n Классификация металлов.Значение металлов в народном хозяйстве.Сырье черной и цветной металлургии.Основные способы получения металлов.Черные металлы.Производство чугуна.Химические реакции в доменной печи.Устройство доменной печи.Оптимальные условия доменного процесса.Применение доменных шлаков и газа.Производство стали.Теоретические основы мартеновского процесса.Устройство печи.Интенсификация мартеновского процесса.Добыча полиметаллических руд Кызылординской области в месторождении «Шалкия».Добыча урановых руд Кызылординской области.\r\n\r\nХимическая переработка топлива.\r\n\r\n Энергетическая проблема,ее современное состояние и перспективы.Сжигание топлива – основной источник загрязнения атмосферы.Топливо – как сырье химической промышленности.Виды топлива,их храктеристика и роль в энергетическом балансе РК.Происхождение различных видов топлива.\r\n\r\nПереработка твердого топлива.Комплексное использование твердого топлива при его высокомолекулярной деструктивной переработки.Продукты переработки твердого топлива, их значение в народном хозяйствие.Полукоксование угля и сланцев.\r\n\r\nНефть,происхождение,применение.Способы добычи нефти.Состав нефти.Комплексное использование.Продукты переработки нефти, их состав и свойства,применеие.Перечень нефти.Трубчатые печи и ректификационные колонны.Продукты прямой перегонки нефти.Пути увеличения выхода наиболее ценных нефтепрадуктов(бензин) и улучшения их качества.Деструктивная переработка нефти. Каталитический крекинг.Катализаторы. Риформинг.Физико-химические основы многостадийных и многофазовых химических процессов каталитического крекинга.Методы очистки нефтепродуктов.Классификация газообразных топлив. Природный газ и его применение.Состав попутных нефтяных газов.\r\n\r\n \r\n\r\nВысокомолекулярные соединения.\r\n\r\n Высокомолекулярные соединения(ВМС).Общие свойства, классификация ВМС.Природные, искусственные и синтетические ВМС. Физико-химические основы процессов полимеризации.\r\n\r\nКлассификация, основные свойства и область применения пластических масс. Сырье для производства пластических масс.Поликонденсационные ВМС и пластмассы на их основе.Полимеризационные ВМС и пластмассы на их основе, их свойства и применение.\r\n\r\nПроизводство целлюлозы и бумаги.Комплексное использование древесины.Искусственные волокна на основе целлюлозы. Синтетические волокна, их классификация, основные свойства и применение.Переработка полимерных материалов в волокна.Типовые методы формования химических волокон. Производство лавсана и полиамидного волокна капрон.Виды резиновых изделий, их значение,\r\n\r\nПромышленный органический синтез.\r\n\r\nСырье основного органического синтеза.Виды продуктов основного органического синтеза.Типовые химико-технологические процессы.Производство метанола, бутадиена, этилового спирта, уксусной кислоты, ацетилена.\r\n\r\nЗадача курса « Основы химической технологии».\r\n\r\n Сформировать у учащихся первоначальные инженерные представления и обобщенные представления о химическом производстве; развивать у учащихся способность к обобщенным операциям, к самостоятельной постановке вопросов и к решению их.\r\n\r\nМежпредметная связь.\r\n\r\n1.Физика. 2.Химия. 3.Экология.\r\n\r\n4.Биология. 5.Математика. 6.География.\r\n\r\nМетоды урока.\r\n
- \r\n
- Экскурсии на производства урановых руд, связь с ТОО «Полихимпродукт»
- Беседа, лекции, семинарские занятия.
- Защита творческих работ учащихся.
- Лабораторно-практические занятия.
\r\n
\r\n
\r\n
\r\n
\r\nТребования к учащимся.\r\n
- \r\n
- Соблюдение правил техники безопасности в химической лаборатории и во время экскурсий на производства.
- Получение теоретических знаний по курсу «Основы химической технологии».
- Учащиеся должны знать состояние химической промышленности Казахстана и СНГ перспективы ее развития.
- Знать методы охраны окружающей среды от вредного влияния продуктов и отходов химической промышленности.
- Обучиться методике решения задач с производственным содержанием.
\r\n
\r\n
\r\n
\r\n
\r\n
\r\nКоличество часов.\r\n\r\n10 класс: В неделю 1 час . В год 34 часа . 11 класс: В неделю 1 час. В год 34 часа.\r\n\r\nОжидаемые результаты.\r\n\r\n1.Контрольные работы.\r\n\r\n2.Тесты.\r\n\r\n3.Подготовка рефератов.\r\n\r\n4.Подготовка научных проектов и их защита.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nКалендарный план по прикладному курсу «Основы химической технологии»\r\n\r\nПрограмма для 10 класса . В неделю 1 час. Всего за год 34 часа. \r\n\r\nАвтор программы учитель химии средней школы-лицея №127 Ауез Б.М \r\n\r\n \r\n
№ | Темы уроков | Колчас | ВремяПровед | |||
I. | Введение.Наука «Химическая технология». | 2 | ||||
1. | Понятие о химической технологии и содержание науки «Химическая технология». | 1 | ||||
2. | Химизация народного хозяйства. | 1 | ||||
ІІ. | Сырье,энергия,вода | 9 | ||||
3\4. | Понятие о сырье.Сырьевая база.Комплексное использование сырья. | 2 | ||||
5\6. | Принципы обогащения сырья.Сырьевые ресурсы Кызылординской области. | 2 | ||||
7. | Лаб.раб №1 «Определение гранулометрического состава сырья» | 1 | ||||
8. | Виды и источники энергии,применяемой в химическом производстве. | 1 | ||||
9. | Вода и ее использование в химической промышленности. | 1 | ||||
10. | Лаб.раб №2 «Технический анализ водопроводной воды.Определение жесткости воды». | 1 | ||||
11. | Лаб раб №3 «Умягчение воды и ее обессоливание». | 1 | ||||
IІІ. | Химическая технология и охрана окружающей среды | 3 | ||||
12. | Классификация промышленных загрязненнии биосферы.Источники загрязнения атмосферы. | 1 | ||||
13. | Очистка промышленных выбросов и сточных вод химических производств. | 1 | ||||
14. | Основные направления Научно-технического прогресса в области охраны водных ресурсов. | 1 | ||||
ІV. | Производство серной кислоты. | 6 | ||||
15. | Технология и значение серной кислоты. | 1 | ||||
16\17. | Контактный способ производства серной кислоты . | 2 | ||||
18\19. | Технология добычи урановых руд в Кызылординской области. | 2 | ||||
20. | Экскурсия на производства урановых руд. | 1 | ||||
V. | Синтез аммиака.Производство азотной кислоты. | 4 | ||||
21\22. | Соединения азота.Производство азотной кислоты. | 2 | ||||
23\24. | Синтез аммиака и оксида азота (ІІ). | 2 | ||||
VI | Минеральные удобрения | 2 | ||||
25. | Классификация минеральных удобрений.Получение фосфорных и азотных удобрений. | 1 | ||||
26. | Лаб.раб №4 «Качнственное определение минеральных удобрений». | 1 | ||||
VIІ. | Металлургия | 7 | ||||
27. | Классификация металлов.Значение металлов в народном хозяйстве. | 1 | ||||
28\29. | Основные способы получения металлов.Черные металлы. | 2 | ||||
30\31. | Добыча полиметаллических руд Кызылординской области в месторождении «Шалкия». | 2 | ||||
32. | Производство «Полихимпродукта». | 1 | ||||
33. | Экскурсия на производство | 1 | ||||
34. | Повторение курса «Основы химической технологии» за 10 класс. | 1 |
\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nКалендарный план по прикладному курсу «Основы химической технологии». Программа для 11 класса. В нед. 1 час, всего в год 34 часа. \r\n\r\nАвтор программы учитель химии средней школы-лицея №127 Ауез Б.М\r\n
№ | Тема урока. | Кол. часов. | Время провед. |
1 | Топливо и его виды. | 1 | |
2 | Переработка твердого топлива | 1 | |
3 | Комплексное использование твердого топлива. | 1 | |
4 | Нефть. Состав нефти. | 1 | |
5\6 | Переработка и транспортировка нефти | 1 | |
7 | Перспектива развития нефтяной промышленности в Казахстане и Кызылординской обл. | 1 | |
8 | Природный и нефтяной газы. | 1 | |
9 | Газовое месторождение Кызылординской области. | 1 | |
10 | Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане. | 1 | |
11 | Практическая работа №1 «Ознакомление с продуктами переработки нефти». | 1 | |
12 | Производство ВМС. Понятие о химии ВМС. | 1 | |
13 | Способы синтеза ВМС. | 1 | |
14 | Свойства полимеров. | 1 | |
15 | Производство целлюлозы и бумаги. | 1 | |
16 | Производство химических волокон. Практическая работа №2 «Изучение свойств волокон». | 1 | |
17 | Пластмассы и их виды. | 1 | |
18 | Важнейшие представители пластмасс и их синтез. | 1 | |
19 | Проктическая работа №3 «Ознакомление с пластмассами и их свойствами». | 1 | |
20 | Экскурсия на производство. | 1 | |
21 | Синтез каучука и резины. | 1 | |
22 | Промышленный органический синтез. Синтез метанола и этанола. | 1 | |
23 | Производство бутадиена и изопрена. | 1 | |
24 | Производство ацетилена, этилового спирта и уксусной кислоты. | 1 | |
25 | Развитие производства ВМС в Казахстане | 1 | |
26 | Биотехнология. | 1 | |
27 | Классификация и характеристика продуктов силикатной промышленности. | 1 | |
28 | Производство стекла. | 1 | |
29 | Производство цемента. | 1 | |
30 | Практическая работа №4 «Ознакомление с продуктами переработки стекла и их свойствами». | 1 | |
31 | Электрохимическое производство. | 1 | |
32 | Зачет по курсу «Основы химической технологии». | 1 | |
33\34 | Повторение и обобщение пройденных материалов. | 2 |
\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n Разработка урока на тему:\r\n\r\n \r\n\r\n«Полезные ископаемые как сырье для химичечкой промышленности». \r\n\r\n \r\n\r\nПредмет: Прикладной курс по основам химической технологии.\r\n\r\n \r\n\r\nУчитель химии: Ауез Б.М.\r\n\r\n \r\n\r\nКласс: 11 «а». \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nПредмет: Прикладной курс по основам химической технологии . Класс: 11 «а» Учитель химии: Ауез Б.М.\r\n\r\nТема урока: Полезные ископаемые как сырье для химической промышленности.\r\n\r\nЦели: Обучающие: Сформировать у учащихся понятия об основных научных принципах и закономерностях химических производств, применяемых ; Научить вести диалог, обосновывать проблему, владеть элементами и технологией ролевой игры. Развивающие: Развивать познавательный интерес и умение сравнивать, анализировать и обобщать факты межпредметного характера для построения мировоззренческих выводов и аргументировать своё мнение; Воспитательные: Продолжить развитие умений и навыков работать с дополнительной литературой и рабочими таблицами. План: 1. Химическая промышленность. 2. Общие технологические принципы. 3. Природные ресурсы. 4. Полезные ископаемые. 5. Обогащение полезных ископаемых. 6. Охрана окружающей среды . Оборудование: Интерактивная доска (слайды), ученическая доска, мел, телевизор и видеоматериалы, коллекции: «Нефть и продукты его переработки», «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Торф», «Металлы», карта «Полезные ископаемые Казахстана». Методы: Творческое выступление уч-ся, работа с помощью коллекции, просмотр видеоматериалов, решение задач, диалог, опрос, оценка. Ход урока: І Организационный момент. ІІ Тема урока: Полезные ископаемые как сырье для химической промышленности. (Выступления уч-ся по слайдам с помощью интерактивной доски). Химическая промышленность. Химическая промышленность является одной из цент-ральных отраслей современной мировой экономики. Основная задача химической промышленности – пере-работка и превращение различных видов сырья, таких, как нефть, природный газ, уголь, руды, минералы, других полезных ископаемых, а также воды, воздуха в разно-образные продукты. Химизация народного хозяйства – один из решающих рычагов повышения эффективности производства и качества работы во всех сферах деятельности человека. Химическая промышленность отличается от большинства других отраслей рядом особенностей: 1.возможностью создавать новые материалы не существующие в природе с определенными свойствами, что востребовано в космической технике и строительстве, фармацевтической, пищевой и легкой промышленности; 2. имеет обширную сырьевую базу (один продукт можно получить из разных видов сырья); 3. дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции (из одного вида сырья можно получить разные продукты). Сырьём для химической промышленности являются 1. полезные ископаемые (каменный и бурый уголь, нефть, каменная и калийная соли, фосфориты, мел, 2.известняки, сера и некоторые другие). 3.Кроме того, в химической промышленности используются отходы чёрной и цветной металлургии, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nI группа топливно – энергетические минеральные вещества. Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Свойство угля – горючесть. Образовался из разложения остатков растений: древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Используется как топливо. Служит сырьем для химической промышленности. Из него получают: краски, пластмассы и другие ценные материалы. (работа с помощью коллекции).\r\n\r\nНефть — природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых других органических соединений. По цвету нефть бывает красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть; имеет специфический запах, распространена в осадочных породах Земли. Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых. Применение нефти : \r\n\r\nИз нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение. Вначале из неё удаляют растворённые газообразные углеводороды (преимущественно метан). После отгонки летучих водородов нефть нагревают. Первыми переходят в парообразное состояние и отгоняют углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие относительно низкую температуру кипения. С повышением температуры смеси перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом, можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти. Чаще всего при такой перегонке получают три основные фракции, которые затем подвергаются дальнейшему разделению. (работа с помощью коллекции). Торф- тёмно-коричневого цвета. Образуется в болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 мм торфа. Залежи могут достигать несколько метров. Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах он служит подстилкой для животных. 1 кг торфа впитывают до 20 кг влаги. Торф содержит вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф – хорошее удобрение. Из него получают некоторые лекарства. (работа с помощью коллекции). II группа руды металлов. Руды металлов делятся на несколько групп: Черные металлы (железо); Цветные металлы (медь, алюминий и т.д.); Благородные или редкие металлы (золото, уран, ванадий и т.д.). (работа с помощью коллекции). III группа Химическое сырье. IV группа Строительные материалы. Мрамор, Гранит, Алмаз, Агат, Пирит. Обогащение полезных ископаемых. Химическое загрязнение окружающей среды : вредные примеси неорганической природы : минеральные соли, кислоты, глинистые частицы. Органической природы: Нефть, нефтепродукты, органические остатки, пестициды . Способы загрязнения Мирового океана нефтью: -При ее транспортировке из районов добычи -По рекам с бытовыми и ливневыми стоками. -Со стоками промышленности . -Из-за аварийных ситуаций. -Из-за слива за борт танкерами промывочных и балластных вод.\r\n\r\n-Проблема химического загрязнения среды- глобальная проблема человечества. Химическое загрязнение затрагивает все сферы географической оболочки Земли. -Проблема химического загрязнения требует всестороннего изучения и решения, а также участия всех стран мира( в реализации экологических программ).\r\n\r\nЗакрепление материала\r\n\r\n1.Что такое химическая технология? Что является целью химической технологии? 2.Что такое полезные ископаемые? Что такое сырье? 3.Решение производственной задачи. Каковы объемы исходных производственных веществ если при синтезе азота с водородом получено 500 л. аммиака.Выход продукта равен 47% ?\r\n\r\nДомашнее задание\r\n\r\n1.Подготовить пресс-конференцию по теме «Методы научного познания». 2.Каждый ученик должен подготовить по две задачи производственного типа.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nПрезентация к уроку: «Полезные ископаемые как сырье для химической промышленности». \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nФрагменты уроков «Основы аналитической химии» и «Основы химической технологии».\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nЛабораторная работа : «Качественные реакции на определение анионов»\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n Экспериментальные уроки.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n Экскурсия на производство «Полихимпродукт».\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n