Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные

0
8635
Collaborative lesson planning: Maximizing the influence of lesson study
Раздел долгосрочного плана: Экосистемы Школа : сш.им.Бауыржана Момышулы
Дата: ФИО учителя : Мамедова Лалазар Эйвазовна
Тема урока: Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные.
Класс: Участвовали: Отсутствовали:
Учебные цели для достижения на этом уроке 7.3.1.1. Исследовать влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов.
Цель урока Все смогут: Исследовать влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов.

Большинство сможет: на примере школьного участка анализировать влияние абиотических и биотических факторов на экосистему.

Некоторые смогут: прогнозировать отдаленные последствия влияния факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов на школьном участке.

Критерий оценки 1. Классифицируют экологические факторы;

2.Описывают экологические факторы;

3. Описывает влияние антропогенных, абиотических и биологических факторов окружающей среды на экосистему

Языковые цели Учащиеся смогут применить в речи термины:

Экологические факторы; абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Для достижения языковых целей ученикам рекомендованы речевые шаблоны:

Важным фактором воздействия на местную экосистемы является…….

Мы относим данный фактор к антропогенным, потому что….

Анализируя экосистему школьного участка мы выявили влияние биотических факторов…….

Опираясь на исследование экосистемы школьного участка мы прогнозируем…..

Привитие ценностей “ Мәнгілік ел”Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем: воспитание культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
Межпридметная связь Биология, география, химия.
Предшествующие знания Живые организмы, среда обитания и условия существования жизни.
Ход урока
Запланированные этапы урока Виды запланированных упражнений на уроке Ресурсы
Начало урока

Середина урока

 

Приветствие!

Настрой на урок с использованием стратегии: «Самолетик с пожеланием» : каждый пишет на листочке бумаги пожелание (самолетики трех цветов). Складывают самолетик и запускают. Тот, возле кого приземлится самолетик, подбирает, читает пожелание. И объединяются в группы по цветам самолетиков.

 

Наводящие вопросы:

-Перед вами на моем столе два горшка с растениями: один завядшее комнатное растение и благоухающее:

Как вы думаете, почему оно завяло?

(предпологаемые ответы детей: нет воды и света, кокорые должен был предоставить человек).

Подумайте и скажите, одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред?

О чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Об условиях жизни организмов)

“В поисках сокровищ”

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучи в небе проплывают.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это — факторы природы.

Ответ: абиотические, биотические и антропогенные.

Учащиеся выходят к названию темы урока и целям урока.

Просмотр видеоматериала “Экологические факторы среды”

Задане 1 Используя метод “Вопрос -ответ”

ответьте на вопросы:

1. На какие науки делится наука биология?

2. Что изучает наука ботаника?

3. Что изучает наука микробиология?

4. Назовите признаки живых организмов.

5. Каковы основные различия животных и растений?

6. Какова роль растений и в жизни человека? 7. Какова роль растений в природе?

Дескриптор:

  • Называет правильные определения
  • Правильно называет признаки живых организмов
  • Описывает роль растений в жизни человека и в природе

ФО Оценивание учителем “Молодец” “Отлично”

Задание 2 метод “Найди соответствие”(групповая работа)

А) Определи принадлежност признака к определенному экологическому фактору :

Абиотические Биотические Антропогенные
1,3,7 5,6,8 2,4,9

Экологические факторы:

  1. Температура
  2. Выхлопные газы автомобилей
  3. Влажность
  4. Распашка Земель
  5. Опыление растений насекомыми
  6. Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
  7. Соленость
  8. Аскарида в организме
  9. Загрязнение от выбросов заводов

Дескриптор:

  • определяют принадлежность признака экологических факторов
  • группируют и записывают признаки экологических факторов

ФО: группы оценивают друг друга звездочкой

В) Допишите основные абиотические факторы, определяющие жизнедеятельность растений

(температура,свет,вода атмосферный газ,структуры почвы,биогенные элементы,рельеф местности)

Дескриптор:

  • описывают, как абиотические факторы влияют на жизнедеятельность растений

ФО: Оценивание учителем “Молодец”“Отлично”

C ).Какие приспособления вырабатывались у растений к перенесению низких и высоких температур?

При холоде устьица закрыты, благодаря чему тепло вместе с жидкостью не уходит

При повышении температуры устьица больше раскрываются, позволяют влаге испаряться

Дескриптор:

  • определяет приспособленность растений к низкой температуре
  • .определяет приспособленность растений к высокой температуре

ФО: самооценивание через упражнение «Одно предложение»;

Задание 3 Стратегия выполнения “Подумай — обсуди в паре- делись”

Проблемный вопрос

Два ученика поспорили: один утверждает, что пришкольный участок это чать города, а другой – что это экосистема. Вы можете разрешить их спор, если предоставите доказательства. А к какому мнению вы склоняетесь?

(После окончания работы от каждой группы выступает спикер)

Дескриптор:

  • Описывают экосистему города и и школьного участка
  • Каждая группа выдвигает свои гипотезы

ФО: взаимооценивание группами методом «Две звезды одно пожелание»

Лабораторная работа №1

Тема: Исследование и описание экосистемы своей школьной территории.

Цель: выявления типов взаимодействия разных видов данной экосистемы.

Оборудование: инструктивные карточки, блокнот карандаш,

Ход работы

Перед началом работы.

Соблюдайте технику безопасности. Соблюдайте правила природопользования. Берегите экосистему, в которой работаете.

Задание: 1.Работая в группах, каждая группа изучает различные экологические факторы.

2.Затем учащиеся должны наблюдать и делать заметки обо всех найденных живых организмах (дождевые черви, членистоногие, воробьи, голуби и др.)

(Растительный материал должен быть определен на месте и не должен перемещаться. Тем не менее, это прекрасная возможность привить учащимся уважение к окружающей среде и организмам, живущим в ней. Следует, как можно меньше тревожить пойманных животных и они должны быть возвращены обратно в окружающую среду после определения вида.)

3Охарактеризуйте свой уход за растения на территории школы(полив растений, удаление сорняков, рыхление почвы)

Вывод: Какое впечатление производит на вас территория вашей школы? Что вас радует ?Что озадачивает?

Дескриптор:

  • Проводит исследовательскую работу для определения многообразия школьного участка;
  • Описывают уход за растениями
  • Оформляет работу

ФО: взаимооценивание «Дорожка успеха», формативная поддержка учителя.

Самолетики цветные

 

таблица

стикеры звезды

карточка

схема

учебник

стр 10

Листы наблюдения

 

стикеры

     
Конец урока

 

Рефлексия. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Мне все удалось Мне не все удалось У меня ничего не получилось

Листы рефлексии
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Оказать поддержку слабоуспевающим ученикам

Обсудить более узкие примеры влияния факторов на живые организмы с успешными учениками

1 Используя метод “Вопрос -ответ”

2 метод “Найди соответствие”

3 Стратегия выполнения “Подумай — обсуди в паре- делись”

  1. Ставит цель, определяет

гипотезу;

  1. Дифференцированные задания способствуют саморазвитию.
  2. Поощрение учителя
  3. Обратная связь

ФО: словесная оценка учителя “Молодец”“Отлично”;

ФО: группы оценивают друг друга звездочкой

ФО: самооценивание через упражнение «Одно предложение»;

ФО: взаимооценивание группами методом «Две звезды одно пожелание».

ФО: взаимооценивание «Дорожка успеха», формативная поддержка учителя.

Техника безопасности при проведении опыта

Воспитывает интерес к окружающей среде

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Все учащиеся:

Смогут определить виды растений и животных адаптированные в исследуемой среде;

Большинство учащиеся:

классифицирует экологические факторы;

Некоторые учащиеся:

применить теоретические знания на практике;

смогут самостоятельно определить виды растений и животных во время исследований.

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


ПІКІР ҚАЛДЫРУ