1 и 2 спряжение глаголов

0
89
Халық валюта қатынастары және валюта жүйесі
10 класс

Тема урока: 1 и 2 спряжение глаголов

«Универсальная карта»

Цель урока – определять спряжение глаголов с ударным и безударным личными окончаниями, используя ОСУД.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть ясным будет ум у вас,

А сердце добрым будет.

  1. Психологический настрой на урок, слово лидеру класса.
  2. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы будем учиться определять спряжение глаголов с ударным и безударным личными окончаниями, используя ОСУД.

— В начале урока давайте повторим изученную ранее тему «Имя прилагательное как часть речи». А для этого проведем перекрестный опрос.
  1. Перекрестный опрос по теме «Имя прилагательное»
  2. Что такое имя прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  4. Что оно обозначает?
  5. Синтаксическая роль имени прилагательного?
  6. Как подчеркивается имя прилагательное?
  7. Как изменяется имя прилагательное? (По числам, родам и падежам)
  8. С какой частью речи оно связано?
  9. Как определяется падеж имени прилагательного?
  10. Определить падеж прилагательного – к родному дому (Д.п.)
  11. Определить падеж прилагательного – горжусь успешной учебой
  12. На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе?
  13. Во множественном числе?
  14. Как определить род имени прилагательного? (По роду имени сущ.)
  15. Определить род прилаг. – красное
  16. Определить род прилаг. – дружный
  17. Определить род прилаг. – сладкая вата
  18. Определить число прилаг. – солнечные
  19. Определить падеж прилаг – о новом компьютере
  20. Определить падеж прилаг. – в школьном дневнике (П.п.)
  21. Какие окончания имеют прилагательные множ.числа?
  22. Объяснение нового материала по ОСУДу.

Для того чтобы определить спряжение глагола, необходимо прежде всего понять, является ли его окончание ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Лингвистический эксперимент

Учитель: Дети, скажите, пожалуйста, как вы определяете спряжение глагола?

Всегда ли можно определить спряжение глагола,

поставив его в неопределенную форму?

(Звучат разные варианты ответов учащихся)

Учитель: Давайте обратим внимание на предложения, которые записаны на доске.

Чтобы испечь пирог, надо замесить тесто.

Закипит самовар — чай готов.

Вынесешь скобкарь с травяным напитком.

Изба выглядит празднично.

— В каком положении находится гласная в окончании?

— Поставьте глагол в инфинитив.

— Какая гласная стоит перед – ть?

— У всех ли слов без ошибки можно написать окончание? (Выглядит, вынесешь)

— Как задачку нам решить?

Проводится работа со словом выглядит и вынесешь ( отбросить приставку вы- , поставить в слове ударение , определить спряжение глагола, сделать вывод из своих наблюдений )

Учитель: Ребята, какую особенность вы заметили при определении спряжения глагола с приставкой вы- ? Всегда ли можно определить спряжение глагола по неопределенной форме и правильно написать безударное окончание глагола ?

(Класс делает вывод из своих наблюдений, учитель исправляет неточности)

Составить алгоритм, проверить с моим алгоритмом.

  1. Выполнение заданий по ФРС (НПС, ППС, ВПС)

— Работает по ОСУДу (1 хлопок, по формуле 5+30)

1 задание

ВПС ППС ВПС

сломать — поправить — забирать —

держать —

брить —

  1. Смотрят все, видят немногие.
  2. И мудрому человеку совет требуется.
Бить баклуши – бездельничать. Клевать носом – дремать Намылить шею – проучить.
ВПС ППС ВПС

сломать — I поправить — II забирать — I

держать — II

брить — I

  1. Смотрят (II) все, видят(II) немногие.
  2. И мудрому человеку совет требуется (I).
Бить баклуши – бездельничать (I) Клевать носом – дремать (I) Намылить шею – проучить (II)
2 задание
НПС ППС ВПС

Объясните правописание слов , используйте при объяснении алгоритм

Высид…шь, выстро…шь, вынес…шь, вывяж…т, гон..шь, держ…т

Объясните правописание слов , используйте при объяснении алгоритм

Пляш…т, кол..т, бор…тся ( мн.ч.)

Составить со словами ППС предложение, сделать синтаксический разбор.
НПС ППС ВПС

Объясните правописание слов , используйте при объяснении алгоритм

Высидишь, выстроишь, вынесешь, вывяжет, гонишь, держит

Объясните правописание слов, используйте при объяснении алгоритм

Пляшут, колют, борются ( мн.ч.)

Составить со словами ППС предложение, сделать синтаксический разбор.

3 задание

НПС ППС ВПС

Сделать полный синтаксический разбор предложения:

Желтыми листьями осень щедро

выстлала дороги и поляны.

Составить схему предложения.

Разобрать слово по составу:

выстлала

НПС ППС ВПС

Сделать полный синтаксический разбор предложения:

(Прост.,повест., невоскл., двусост.,

распр., ос.од. допол.)

Составить схему предложения.

[ — = — и — ].

Разобрать слово по составу:

выстлала

4 задание

1 . Ничего ты не получ…шь. Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2. Посмотр…м, какова у тебя сила ,вид…шь, там сивая кобыла ?

3. Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь, чем только пожела…шь.

4. Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5. До светла все у него пляш…т, лошадь запряжет ,полосу вспаш…т.

6. Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове гоняешь, т. к. начальная форма – гонять,а не гнать )

1 2 3 4 5 6 7
И И И И Е Е Е Е И Е

5 задание

НПС ППС ВПС
Фонетический разбор слова поют Составить схему четвертого предложения: Составить схему девятого предложения.
  1. Проверка выполнения заданий (взаимопроверка), если все верно (+), неверно (-).
  2. Перекрестный опрос по новой теме:
  3. Что такое глагол?
  4. Что обозначает?
  5. На какие вопросы отвечает глагол?
  6. Назовите три временные формы глагола (наст, прошед., будущее)
  7. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
  8. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? (Что сделал?)
  9. А несовершенного вида? (Что делать?)
  10. Что называется спряжением глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам)
  11. На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что делаю, -ем?)
  12. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что делал, сделал(ли)?)
  13. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (Что будет делать?)
  14. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)
  15. Можно ли определить спряжение глаголов по личным ударным окончаниям? (Да)
  16. Определите спряжение глагола – стоишь (2)
  17. Определите спряжение глагола – пойдешь (1)
  18. Определите время глагола – буду учить
  19. Определите время – повторяю
  20. Определите время – занимался спортом
  21. Что называется спряжением глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам)
  22. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
  23. Контрольный тест
1. Что такое имя прилагательное?

а) Слово.

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы…

а) какой? какая? какое? Какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

б) Глагол

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) С глаголом.

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

а) главным

б) второстепенным

6. Укажите имена прилагательные

1) замечаешь

2) оранжевый

3) насекомое

4) рукоятка

5) великий

6) сказуемое

7) любимый

8) смолистый

9) больше

  1. Проверка на доске:

1) 6

2) а

3) в

4) 6

5) 6

6) 2, 5, 7, 8

  1. Выставление отметок в МПМ.
  2. Подсчет +, подведение итогов урока
  3. Домашнее задание: повторение изученного материала
  4. Выполнение заданий по ФРС (НПС, ППС, ВПС)

— Работает по ОСУДу (1 хлопок, по формуле 5+30)

ПІКІР ҚАЛДЫРУ