Ашық сабақ: «Грамматическая основа предложения»

0
1006

  Урок, проведенный учителем русского языка и литературы школы №24,  Казанбай Г.Т. на семинаре учителей высшей категории Казалинского района в школе № 266   по технологии конструктивического обучения Кембрджского университета  совместно с NIS\r\n\r\n \r\n\r\nУчитель высшей  категории :Казанбай Галия  Тлектесовна\r\n\r\n  \r\n\r\nУтверждаю:                              \r\n\r\nДата:08 .04.14г.                    Урок русского  языка в  5  «Г» классе\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

Грамматическая тема:\r\n\r\n  Грамматическая основа предложения
Лексическая тема: Птицы-наши друзья!
Цель:  Учащиеся должны узнать ,какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения\r\n  
 Задачи:\r\n\r\n  1 научить применять знания о главных членах предложения; закрепить у учащихся умение находить грамматическую  основу предложения.  \r\n\r\n 
\r\n

    \r\n

  1. развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
  2. \r\n

\r\n 

\r\n

    \r\n

  1. формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; воспитание аккуратности, усидчивости, внимания, сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности.
  2. \r\n

\r\n

Ожидаемые результаты:    учащиеся  повторяют изученное о подлежащем и сказуемом  как о главных членах предложения, знают какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения
Ключевые идеи:\r\n\r\n  Ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные  в результате знания, нежели ту же самую информацию , представленную в других учебных форматах. (РДУ,стр230)
Методы обучения: Вопросно-ответный метoд, беседа,  использование ИКТ.
Формы обучения: (фронтальные, индивидуальные, групповые)
Ресурсы, оборудование Учебное пособие,смайлики, таймер времени, маркеры,постеры,  ,разноцветные жетоны,  прищепки,клубок нити,листы наблюдения,конфеты,рисунки птиц.
                                                                             Ход урока:
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Время
І. Оргмомент\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n  Приветствие  «Здароваемся частьями тела»\r\n\r\nПозитивная минутка «Лабада»\r\n\r\nОпрос домашнего задания:\r\n\r\nСтратегия «Репортер»\r\n\r\n-Что такое подлежащее?\r\n\r\n-Что такое  сказуемое?\r\n\r\n-Что  такое предложение?\r\n\r\nВзаимооценивание\r\n\r\nДеление на группы «Птичьи хор»(учитель нашептывает  учащимся названия птиц,звуки,  которых они  должны издавать под мелодию )\r\n\r\n1 группа- «Гуси»\r\n\r\n2 группа- «Воробьи»\r\n\r\n3 группа – «Кукушки»\r\n\r\nСтратегия «Гирлянды» /Словарная работа/\r\n\r\n1.Ақ қу-             2.Қарға  —      3.   Қаз-                               \r\n\r\nКептер-               Шағала-            Үйрек-\r\n\r\nТырна-                 Бұлбұл    —       Түйе қус-\r\n\r\nТорғай-                Тоқылдақ-        Көгершін- \r\n\r\nҚораз-                  Үкі-                  Торғай-\r\n\r\nБүркіт-                  Жапалақ-       Тауық-\r\n\r\nҚарлығаш-            Көкек-           Курапатка-\r\n\r\nЛәйлек-                 Көкқұтан-      Балапан-  \r\n\r\n \r\n\r\nУчащиеся посредством стратегий «Репортер»\r\n\r\nПовторяют и закрепляют изученную тему\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nУчащиеся под мелодию ,издавая голоса этих птиц находят свою группу\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nУчащиеся каждой группы должна собрать «гирлянду»,переводя названия птиц\r\n\r\n \r\n\r\n  3мин.\r\n\r\n \r\n\r\n3мин.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n5мин.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n4мин.
ІІ.Введение в тему урока\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n   а) мозговой штурм      Стратегия «Десять вопросов»\r\n\r\n/На вопросы отвечаем «Да» или «нет»\r\n\r\n \r\n\r\nб)сообщение темы и задач  урока\r\n\r\nГрамматическая тема: Грамматическая основа предложения\r\n\r\nЛексическая тема урока: « Птицы-наши друзья!»\r\n\r\n                                       \r\n\r\nДеление на группы: Стратегия   «Конфеты»\r\n

    \r\n

  1. «Красные»-Составляют постер «Грамматическая основа предложения »
  2. \r\n

  3. «Зеленые»-Составляют постер «Способы выражения главных членов прдложения»
  4. \r\n

  5. «Желтые-« Главные члены предложения.Подлежащее и сказуемое»
  6. \r\n

  7. «Белые»-наблюдатели
  8. \r\n

\r\nНаблюдатели оценивают  работы групп\r\n\r\nв)групповая работа\r\n\r\nКаждая группа должна показать как они понимают  тему «Грамматическая основа предложения» (составление и защита постеров)                                                                                                    \r\n\r\nг) парная работа\r\n\r\n                        1 пара  \r\n\r\n   Выполняет упражнение №419. Рассмотрите  рисунок                               «   Готовимся к встрече птиц» Устно ответьте  на вопросы:                   1.Чем заняты дети?\r\n\r\n 2.Из чего они сделали кормушки для птиц?                                                    3.Какое время года изображено на рисунке?\r\n\r\n                                               \r\n\r\n                                          2 пара\r\n\r\nВыполните упражнение № 418  Прочитайте, что сказано о снеге, деревьях, о птицах. Выпишите из каждого предложения грамматическую основу /подлежащее и сказуемое /\r\n\r\n                         3 пара\r\n\r\nПереведите стихотворение на русский язык.Укажите главные члены:                                                                                                                        Көктем келді:кұс келді,                                                                                  Күн ұзын,түн қысқа енді.                                                                                        \r\n\r\nКөктем келді су ақты ,                                                                                 Өзендерді шулатты.\r\n\r\nКөбелектер гулесті,                                                                                           Көктем келді,гүл өсті.\r\n\r\n                           4 пара\r\n\r\nПрочитайте пословицы, вставляя нужные слова ,определите подлежащее и сказуемое.\r\n\r\n1.Доброе    слово ———- ,а  плохое  ______ калечит.\r\n

    \r\n

  1. Мир ________солнцем,а человек- знанием
  2. \r\n

\r\n3.Хлеб __________ тело,а книга- разум\r\n\r\n/питает,лечит,освещается/\r\n\r\n    5 пара\r\n\r\n Соедините глаголы с существительными.Укажите род.\r\n\r\n Кукушкка               чирикает\r\n\r\nСова                         каркает\r\n\r\nВорона                     ухает\r\n\r\nГолубь                     кудахтает\r\n\r\nкурица                     воркует\r\n\r\n \r\n\r\n                  6 пара\r\n\r\nПереведите на русский язык. \r\n\r\nСәуір айында  құстар жылы жақтан оралады. Құстардын келгені көктемнің келгенін  білдіреді. Құстардың дауысы осы уақытта жиі естіледі.Құстар-адамдардың достары!\r\n\r\n \r\n\r\nд) взамооценивание. \r\n\r\n— Оцените работу других смайликами.\r\n\r\nж ) энерджайзер «Потанцуем!» /танец цыплят/

/На лбу каждого    учащегося прикреплен стикер с рисунком,например:солнца,дерева,лампочки,книги,телефона,девочки,машины,очки, т.д./После определения предмета каждый из них должен подпобрать к  рисунку глагол-сказуемое/\r\n\r\n Учащиеся составляют постеры по теме «Грамматическая основа предложения»\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n/Группы ведут исследовательскую работу  опираясь на интернет –ресурсы,вспомогательную литературу/\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n Выполняют задание\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\nОценивают работу,  за правильно выполненное задание дают смайлик. 4мин\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n7мин.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n7мин.\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n2мин.\r\n\r\n 
ІІІ.Закрепление\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n  Тестовые задания\r\n\r\n1.Закончи утверждение:\r\n\r\nЧасть речи, которая обозначает  предмет  и отвечает на вопросы Кто? Что?  называется\r\n\r\nА) существительным    Б) прилагательным\r\n\r\nВ) глаголом                   Г) местоимением\r\n\r\n2.Закончи утверждение:\r\n\r\nЧасть речи, которая обозначает  действие предмета   и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?  называется\r\n\r\nА) существительным    Б) прилагательным\r\n\r\nВ) глаголом                   Г) местоимением\r\n

    \r\n

  1. Перелетные птицы каждый год прилетают на родную землю. Назовите , в каком варианте грамматическая основа предложения
  2. \r\n

\r\nА) Перелетные птицы;          Б) прилетают на землю;\r\n\r\nВ) птицы прилетают;               Г) на родную землю\r\n

    \r\n

  1. 4. Какие из членов предложения могут быть грамматической основой
  2. \r\n

\r\nА) Подлежащее и сказуемое   Б) Подлежащее и дополнение  \r\n\r\n  В) Сказуемое и определение     \r\n\r\n Г) Подлежащее  и обстоятельство\r\n

    \r\n

  1. 5. Какие из названных членов предложения казахского языка являются грамматической основой и в русском языке: А) Толықтауыш,бастауыш Б) Анықтауыш ,баяндауыш
  2. \r\n

\r\n   В) Баяндауыш ,пысықтауыш   Г) Бастауыш,баяндауыш\r\n\r\nВзаимооценивание:

 \r\n\r\n \r\n\r\nУчащимся выдается лист  для тестирования,выполнив которую они обмениваются листами и проверяют работы друг друга по шкале оценивания 5 мин.
ІV.Рефлексия\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n   Стратегия «Бельевая  веревка»\r\n\r\nСоставит предложение по картинке найти грамматическую основу\r\n\r\n  /Каждому ученику выдается лист А-4 с изображением предмета и его действия ,по которому ученик должен составить предложение  инайти грамматическую основу/  Каждый ученик объясняет что он видит на рисунке,составляя предложение,выделяет грамматическую основу .
V.Обратная связь\r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n \r\n\r\n  Стратегия «Клубок нити»\r\n\r\n-Что вы знаете о главных членах предложения?\r\n\r\n-Что такое подлежащее?\r\n\r\n-Что такое сказуемое? Понравился ли вам сегодняшний урок:\r\n\r\nили,\r\n\r\nзасняв фрагмент урока, показать им же и попросить оценить им свои же действия / Самооценка/ Учащиеся посредством клубка нити или если будет возможность просмотра фрагмента урока оценят сами себя 4 мин.
V.Домашнее задани\r\n\r\n \r\n\r\n  Выполнить упражнение №422 Напишите сочинение на одну из тем: «Весна пришла!»; «Признаки весны»; «Готовимся к встрече  птиц» «Скворцы прилетели!» Записывают в дневник 1мин.
VІ.Оценивание\r\n\r\n \r\n\r\n  Формативное оценивание\r\n\r\nСуммативное оценивание Получают смайлики\r\n\r\nВыставление оценок в дневник 1мин.
Самооценивание урока\r\n\r\n \r\n\r\n  Урок  был прведен с использованием групповой формы  обучения,была применена   парная   индивидуальная форма рабоы Учащиеся работали в сотрудничестве,была создана коллабративная среда для взаимообучени и самообучения,взаимооценивания и самооценивани Учитель достиг своей цели формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; воспитание аккуратности, усидчивости, внимания, сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности.    

\r\n   


ПІКІР ҚАЛДЫРУ