Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит свет.
И. Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин – человек в потоке своего времени, так сейчас называют современники известного представителя казахского просвещения, талантливого педагога, общественного деятеля, писателя-просветителя. Всю свою жизнь он посвятил развитию национального образования, по его инициативе открывались новые школы, училища для детей-казахов, в том числе первые школы для девушек с преподаванием на родном языке.
И. Алтынсарин как никто другой понимал, что подрастающее поколение — будущее народа. Он утверждал: «Вся моя жизнь состоит в просвещении для казахов». И эти ключевые слова послужили толчком ко всему, что он сделал, в том числе и на литературном поприще. Всю свою жизнь педагог гуманист посветил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», — писал он.
Как хорошо он чувствовал потребность людей в образовании, в стремлении идти вперед. Он был активным преобразователем жизни своего народа, через открытие начальной школы для казахских детей. Алтынсарин считал, что при обучении детей необходимо давать реальные знания, помогать в умственном развитии и нравственном совершенствовании ребенка. Он считал, что естественные предметы должны составлять основу содержания школьного курса. Обращал особое внимание на воспитательную работу в школе и сам учебный процесс, разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методический пособия. В своей деятельности Алтынсарин особое внимание уделял написанию детских рассказов, стихотворений, был знатоком казахского устного народного творчества.
Перед работой над темой эссе я впервые познакомилась с поэтическим творчеством Ибрая Алтынсарина. Меня покорили картины родного края. Как поэт с любовью к своей земле мастерски рисует полотна Родины, описывая красоту степного края. Картины природы тесно связанны с картинами народной жизни. Он не только видел удивительные краски родной земли, но думал над смыслом жизни, вечным обновлением.
Но произведения поэта это не только пейзажная лирика, это ещё и философские размышления о смысле бытия. В его глазах природа значима как великий целитель, приносящий в мирскую жизнь умиротворение и обновление. Поэт с восхищением принимал жизнь со всеми трудностями и радостями, понимал, что природа жизни разумна и прекрасна во всех проявлениях. Действует неразрывная связь между миром и человечеством, между родной землёй и человеком.
Умеем ли мы сейчас видеть красоту природы, как это делал И. Алтынсарин? Ведь из-за загруженности в работе или учебе мы пробегаем мимо всего столь важного, родного и значимого для нас. Сегодня в своей деятельности учителя самопознания я учу детей видеть прекрасное около, ценить его, понимать важность всего окружающего. Моя задача научить чувствовать себя, уметь определять своё место в этом мире, воспитать ответственность за сохранение природы родной земли перед будущими поколениями, наблюдать за жизнью животных и растений, определять, как природа действует на настроение человека, его деятельность, и, конечно, учу детей заботиться о нашем богатстве — природа.
Сейчас для меня очень значимо имя Ибрая Алтынсарина. Я увидела в нем человека, охваченного высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, любящего свою педагогическую работу, в которой видел призвание. Мне кажется, что и в моей работе, что-то есть похожее на деятельность И. Алтынсарина. Я понимаю значимость роли учителя в судьбе каждого человека. Как убеждает поэт, что истинное богатство – знания:
Учение схоже с алмазом,
Сила его растёт.
Раньше для меня из школьной программы было известно только имя этого писателя, общественного деятеля, но сейчас он заразил меня работой, которая полезна нашему обществу. Я теперь хочу все больше работать над собой, развиваться как личность, своим примером вести за собой детей.