Тема: Путешествие на джайляу.
Образовательные области: Социум. Вид учебной деятельности: Основа экологии.
Цель: Расширять представления о красоте родного края посредством художественного слова, дать понятие о джайляу (это луга в горах, там сочная трава, чистый воздух). Развивать внимание, умение слушать, отвечать на вопросы, включаться в беседу. Воспитывать любовь к природе, родному краю. Обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных, пользе, приносимой людям, местах обитания.
Оборудование и материалы: Презентация слайдов «На джайляу», запись звука домбры.
Загадки: о домашних животных, домашних птицах.
Беседы на тему: «Почему они домашние»,
Д/игры: «Угадай по голосу», «Выбери правильно».
Игра «Трик – трак». «Назови маму и ее малышей».
«Четвертый лишний»
Билингвальный компонент: киіз үй — юрта.
Ход занятии:
Дети заходят, приветствуют гостей. (Звучит казахская народная мелодия.)
Посмотрите сколько у нас сегодня гостей.
Давайте с ними поздороваемся, но не просто, а песенкой.
Здрaвствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх
Пухленькие щечки, плюх- плюх, плюх
Здравствуйте губки, Здравствуйте зубки
Здравствуй, мой носик, бип- бип -бип.
Здравствуйте, малышки, гости, всем — привет.
Воспитатель:- Ребята, любите ли вы путешествовать. (Ответы детей)
Ребята, вы любите свою бабушку?
Бываете у неё в гостях?
Хочу пригласить вас к бабушке.
Она живёт далеко- в джайляу.
— На чём можно поехать?(на машине, поезде, самолёте.)
-Предлагаю отправиться в путешествие на джайляу на автобусе,.
Ребята, как нужно вести себя на природе? – Правильно, старайтесь не сорить. (Отвечают: не сорить, не топтать траву…)
Презентация слайдов.
Слайд 1 «Жайляу». Словарная работа: джайляу.
— Ребята, джайляу – это летнее пастбище, где пасется скот.
— Там чистый воздух и много сочной травы. Обратите внимание на картинку. Что вы видите?
Слайд 2 «Юрта» Что вы видите на слайде?
Билингвальный компонент: юрта – киіз үй.
— Сейчас мы с вами живем в разных домах, кто-то в квартирах, кто-то в своем доме, а в давние времена казахи жили в юртах. Киіз үй состоит из красиво изогнутых, складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками, покрывается ковровыми дорожками.
Слайд 3. Давайте посмотрим природу родного края.
— Что вы видите? -Здесь живет әже-бабушка
— Давайте сядем в автобус и поедем на джайляу. (музыкальная песня «Едем в автобусе»)
Бабушка: -Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ладушки. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости. Какие вы красивые, нарядные. Дайте я на вас полюбуюсь. Проходите , на стульчики садитесь, с дороги отдохните. Живу я на джайляу одна, со своими друзьями.
Бабушка: -Хотите узнать, кто мои друзья? Отгадайте загадки?
1.Голодная мычит, Сытая жует, Всем ребяткам, Молоко дает. -корова
2.Под дождем она гуляет, Щипать травку обожает.
Кря кричит, все это шутка. Ну, конечно, это…-утка
3.Вместо хвостика — крючок, Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, А крючок вертлявый -свинья
4.Петя, Петя, петушок, Золотой гребешок.
Масляна головушка, Шелкова бородушка.
Петя рано встает Голосисто поет. Ку-ка-ре-ку. -петуха
5.Рогатая, бодатая,« Ме-ме »- песню поёт,
На лужайке травку жуёт.. -коза
Бабушка:- Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки.
А каких вы знаете животных и птиц, которые живут в деревне? (-Корова, коза,свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк.)
Бабушка: Всех моих друзей назвали, но утку, гуся, петуха, индюка, как можно назвать одним словом? (-Домашние птицы.)
Бабушка: А корова, коза, конь, свинья? ( -Домашние животные)
Бабушка: А почему их так называют? (-Потому, что они живут дома, рядом с человеком)
Бабушка: Молодцы, правильно. Дети у меня случилась беда, ножки мои разболелись, а мне нужно моих друзей загнать в их домики, скоро вечер, им надо спать. Поможете мне? -Да!
Бабушка: А вы знаете кто -где живет? -Да, птицы в курятнике, животные в сарае.
Бабушка: Вот они у меня все стоят, подойдите каждый возьмите, кто кому нравится, садитесь и рассмотрите их. А теперь давайте загоним их в свои домики.
Бабушка: Дети! Понравились вам мои друзья? Я знаю, что вы о моих друзьях знаете много потешек, расскажите их, пожалуйста, я очень люблю слушать.
Дети рассказывают потешки:
***
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, За водой-3 раза
***
Как у нашего кота. Шубка очень хороша,
Как у котика усы Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
***
Идет, идет петушок, Набок колпачок,
Красная бородка, Костяная головка,
Сам рано встает И другим спать не дает,
На заборах сидит, Больше всех кричит.
Психогимнастика. Звучит казахская народная мелодия.
— Релаксация. Предлагаю закрыть глаза и послушать музыку:
Веет ветерок, солнышко греет, ласкает нас своим теплом.
Воздух свеж и прохладен, давайте мы вдохнем ароматный воздух! Отдохнули! Здорово!
Напоминаю о возвращении в детский сад.
Благодарим бабушку за гостеприимство,бабушка благодарит за то, что навестили её. Повторяют: жайляу, отвечают на вопросы, юрта – киіз үй.
Слушают и закрепляют. Горы, реки, луга, леса.
Проводится игра «Выбери правильно».
На столе разложены карточки с изображением домашних и диких животных.
Нужно выбрать карточку, на которой изображено домашнее животное. При правильном выборе дети хлопают в ладоши.
Игра «Трик – трак».
Если дети согласны, отвечают: « Трик — трак, это так!».
Если нет: «Трик – трак, это не так!»
- Домашние животные могут жить в лесу.
- Человек заботится о домашних животных.
- Свинарка ухаживает за лошадьми.
- Для лошадей строят конюшни.
5.Вам понравилось наше занятие?
— Ребята, давайте расскажем, где мы побывали?
Что такое джайляу? Юрта? Обобщаю, наша Родина богата красивой природой! Давайте будем беречь природу родного края.
Ожидаемый результат:
Знать: название жайляу, юрта, родной край.
Иметь: что жайляу – это летнее пастбище, юрта – жилище; природу нужно беречь.
Уметь пользоваться: полученные навыки в других видах деятельности. Рассказывают, где побывали, что интересного узнали.
Бегимгужина Эльвира Азмуханбетовна
Басқа материалдар