Путешествие на джайляу. открытое занятие в детском саду

0
3503
Дене шынықтыру

Тема: Путешествие на джайляу.

Образовательные области: Социум. Вид учебной деятельности: Основа экологии.

Цель: Расширять представления о красоте родного края посредством художественного слова,  дать понятие о джайляу (это луга в горах, там сочная трава, чистый воздух). Развивать внимание, умение слушать, отвечать на вопросы, включаться в беседу. Воспитывать любовь к природе, родному краю. Обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных, пользе, приносимой людям, местах обитания.

Оборудование и материалы: Презентация слайдов «На джайляу», запись звука домбры.

Загадки: о домашних животных, домашних птицах.

Беседы на тему: «Почему они домашние»,

Д/игры: «Угадай по голосу»,  «Выбери правильно».

Игра «Трик – трак». «Назови маму и ее малышей».

«Четвертый лишний»

Билингвальный  компонент: киіз үй — юрта.

Ход занятии:

Дети заходят,  приветствуют гостей. (Звучит казахская народная мелодия.)

Посмотрите сколько у нас сегодня гостей.

Давайте с ними поздороваемся, но не просто, а песенкой.

Здрaвствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ

Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх

Пухленькие щечки, плюх- плюх, плюх

Здравствуйте губки, Здравствуйте зубки

Здравствуй, мой носик, бип- бип -бип.

Здравствуйте, малышки, гости, всем — привет.

Воспитатель:- Ребята, любите ли вы путешествовать. (Ответы детей)

Ребята, вы любите свою бабушку?

Бываете у неё в гостях?

Хочу пригласить вас к бабушке.

Она живёт далеко- в джайляу.

— На чём можно поехать?(на машине, поезде, самолёте.)

-Предлагаю отправиться в путешествие на джайляу на автобусе,.

Ребята, как нужно вести себя на природе? – Правильно, старайтесь не сорить. (Отвечают: не сорить, не топтать траву…)

Презентация слайдов.
Слайд 1 «Жайляу». Словарная работа: джайляу.
— Ребята, джайляу – это летнее пастбище, где пасется скот.
— Там чистый воздух и много сочной травы. Обратите внимание на картинку. Что вы видите?

Слайд 2 «Юрта» Что вы видите на слайде?

Билингвальный компонент: юрта – киіз үй.
— Сейчас мы с вами живем в разных домах, кто-то в квартирах, кто-то в своем доме, а в давние времена казахи жили в юртах. Киіз үй состоит из красиво изогнутых, складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками, покрывается ковровыми дорожками.
Слайд 3. Давайте посмотрим природу родного края.
— Что вы видите? -Здесь живет әже-бабушка

— Давайте сядем в автобус и поедем  на джайляу. (музыкальная песня  «Едем в автобусе»)
Бабушка: -Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ладушки. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости. Какие вы красивые, нарядные. Дайте я на вас полюбуюсь. Проходите , на стульчики садитесь, с дороги отдохните.  Живу я на джайляу одна, со своими друзьями.

Бабушка: -Хотите узнать, кто мои друзья? Отгадайте загадки?

1.Голодная мычит, Сытая жует, Всем ребяткам, Молоко дает. -корова

2.Под дождем она гуляет, Щипать травку обожает.

Кря кричит, все это шутка. Ну, конечно, это…-утка

3.Вместо хвостика — крючок, Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый, А крючок вертлявый -свинья

4.Петя, Петя, петушок, Золотой гребешок.

Масляна головушка, Шелкова бородушка.

Петя рано встает Голосисто поет. Ку-ка-ре-ку. -петуха

5.Рогатая, бодатая,« Ме-ме »- песню поёт,

На лужайке травку жуёт..  -коза

Бабушка:- Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки.

А каких вы знаете животных и птиц, которые живут в деревне? (-Корова, коза,свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк.)

Бабушка: Всех моих друзей назвали, но утку, гуся, петуха, индюка, как можно назвать одним словом? (-Домашние птицы.)

Бабушка: А корова, коза, конь, свинья? ( -Домашние животные)

Бабушка: А почему их так называют?  (-Потому, что они живут дома, рядом с человеком)

Бабушка: Молодцы, правильно. Дети у меня случилась беда, ножки мои разболелись, а мне нужно моих друзей загнать в их домики, скоро вечер, им надо спать. Поможете мне? -Да!

Бабушка: А вы знаете кто -где живет? -Да, птицы в курятнике, животные в сарае.

Бабушка: Вот они у меня все стоят, подойдите   каждый  возьмите, кто кому нравится, садитесь и рассмотрите их. А теперь давайте загоним их в свои домики.

Бабушка: Дети! Понравились вам мои друзья? Я знаю, что вы о моих друзьях знаете много потешек, расскажите их, пожалуйста, я очень люблю слушать.

Дети рассказывают потешки:

***

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, За водой-3 раза

***

Как у нашего кота. Шубка очень хороша,

Как у котика усы  Удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

***

Идет, идет петушок, Набок колпачок,

Красная бородка, Костяная головка,

Сам рано встает И другим спать не дает,

На заборах сидит, Больше всех кричит.

Психогимнастика. Звучит казахская народная мелодия.

— Релаксация. Предлагаю закрыть глаза и послушать музыку:
Веет ветерок, солнышко греет, ласкает нас своим теплом.
Воздух свеж и прохладен, давайте мы вдохнем ароматный воздух! Отдохнули! Здорово!
Напоминаю о возвращении в детский сад.

Благодарим бабушку за гостеприимство,бабушка благодарит за то, что навестили её. Повторяют: жайляу, отвечают на вопросы, юрта – киіз үй.

Слушают и закрепляют. Горы, реки, луга, леса.
Проводится игра «Выбери правильно».

На столе разложены карточки с изображением домашних и диких животных.

Нужно выбрать карточку, на которой изображено домашнее животное. При правильном выборе дети хлопают в ладоши.

Игра «Трик – трак».

Если дети согласны, отвечают: « Трик  — трак, это так!».

Если нет: «Трик – трак, это не так!»

  1. Домашние животные могут жить в лесу.
  2. Человек заботится о домашних животных.
  3. Свинарка ухаживает за лошадьми.
  4. Для лошадей строят конюшни.

5.Вам понравилось наше занятие?

— Ребята, давайте расскажем, где мы побывали?
Что такое джайляу? Юрта? Обобщаю, наша Родина богата красивой природой! Давайте будем беречь природу родного края.

Ожидаемый результат:
Знать: название жайляу, юрта, родной край.
Иметь: что жайляу – это летнее пастбище, юрта – жилище; природу нужно беречь.
Уметь пользоваться: полученные навыки в других видах деятельности. Рассказывают, где побывали, что интересного узнали.

Бегимгужина Эльвира Азмуханбетовна

Басқа материалдар

ПІКІР ҚАЛДЫРУ