Вопрос о роли молодого специалиста актуален для каждой профессии, исключением не стала в этом и педагогическая наука. Однако не все профессии играют одинаковую роль в жизни общества. Актуальность педагогической деятельности определяется тем, что учитель во многом и формирует «сегодня» то общество, в котором нам с вами жить «завтра». Разумеется, система образования не единственный фактор формирования мировоззрения подрастающего поколения, именно поэтому и общество предъявляет особые требования к работе преподавателей. В этом рассуждении попытаемся найти ответы на вопросы о том, какие требования предъявляет современная жизнь к деятельности преподавателя и как им соответствовать тем, кто только пришел в эту профессию.
Казахстанское просвещение сегодня
Время перемен. Именно это словосочетание наиболее ярко отражает те изменения, которые происходят сейчас в казахстанском школьном образовании. Решительным образом меняются укреплявшиеся десятки лет каноны образования. Не всеми гражданами республики новшества воспринимаются однозначно. Для тех, кто получил образование в традиционной схеме образования, функционировавшей в нашей стране еще с советских времен, совершенно необычным выглядит отсутствие привычных «четверок», «пятерок», «троек» в качестве оценки уровня знаний учащегося по предмету. Выставление оценки за четверть теперь основывается на двух-трех суммативных работах по итогом разделов и одной — за четверть. Безусловно, это кардинальное изменение в сравнении с традиционной системой, при которой ученик получал несколько десятков «текущих» оценок.
В этой связи возникает вопрос – оправданы ли такие перемены? Ответ на этот вопрос прозвучит с позиции молодого специалиста.
Школьное образование является начальным этапом на пути к ступеням высшего образования – степеням бакалавра, магистра, доктора PhD. Для многих, кто получил высшее образование в традиционной системе – слова непривычные. Однако система высшего образования в Казахстане изменилась в соответствии с международными стандартами. Студент не получает оценок своих знаний. Оценивание происходит на основе двух рубежных контролей и сессии, между которыми не трудно провести параллели с суммативным оцениванием разделов и четвертей. Выходит, что изменения в школьном образовании вызваны мировыми изменениями, доказавшими свою эффективность.
Казахстанский учитель
Не бывает профессии или настоящего дела, где дается все легко. Несомненно, сложности ждут и молодого преподавателя. Стоит признать, что сами по себе это не сложности, а скорее задачи, которые необходимо решить, чтобы работа была успешной – урок интересным, познавательным. А не решают ли ежедневно эти же задачи уже опытные мастера педагогической науки? Думаю, решают. Поэтому – не о трудностях.
На мой взгляд, более важным является то, какие преимущества имеет молодой специалист и как они могут быть использованы на пути в просвещении.
Например, молодым людям легче понять подрастающее поколение. Вызвано это нахождением в одном информационном участке. Указанное обстоятельство может успешно использоваться для установления эмоционального контакта с учащимися, что является существенным критерием активизации познавательной деятельности на уроках.
Одним из важных обстоятельств является осознание собственной роли в функционировании единого, слаженного механизма – системы образования. Только четко понимая свои задачи, молодой специалист будет эффективно работать на достижение главной цели.
В условиях изменяющегося мира преобразования касаются и нашей страны. В ежегодных посланиях народу Казахстана глава республики Нурсултан Назарбаев особое место отводит молодому поколению и уровню его образованности. Достижения нашей страны зависят от главного капитала – казахстанского народа. На пути вхождения в число развитых стран мира нашей стране необходимы конкурентоспособные специалисты, знающие как действовать в самых экстренных экономических и политических ситуациях.
Убежден, подготовка таких профессионалов начинается именно со школьного класса. С учителя, сумевшего дать верные принципы понимания науки и страны.
Делая выводы можно с уверенностью сказать, что временем настоящим руководят профессионалы, время будущее — всегда остается за молодыми. Залогом успешного перехода молодого специалиста в категорию опытного деятеля просвещения должны служить личное стремление к достижению новых высот и профессиональная преемственность. Основным принципом, о котором должен помнить представитель любой профессии, это не важно – быть опытным или молодым, важно – быть специалистом.
Кусов Владимир Анатольевич
Школа-лицей № 20 г.Темиртау