Семья — источник и основа в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников

0
3065
семья
Семья – одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. У любого народа семья – это родина, история, культура, духовная жизнь. Задача  духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка, являющейся основой базовой культуры личности. В семье закладываются и передаются из поколения в поколение мировоззрение, фундаментальные нравственные ценности и идеалы, нормы поведения и общения. Они усваиваются на уровне бессознательных стереотипов, шаблонов, поведенческих ориентиров, образуя особый склад мышления и психики – неповторимый оригинальный менталитет этноса.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители, оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Семья является источником и основой развития любого народа. Семью по праву называют первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют родители, старшие братья и сёстры, дедушки и бабушки.

В семье закладывают такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, отзывчивость и эмоциональное сочувствие, формируются характер и интеллект.

В семье ребёнок приобретает свой первый опыт, знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как не что само собой  разумеющееся.

Моральные основы человеческой личности закладывается ещё в раннем детстве. Духовно-нравственного воспитания дошкольников нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем духовно-нравственного воспитания дошкольников. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Основой правильного духовно-нравственного воспитания детей является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей.

Духовно – нравственное воспитание детей педагогами не возможно без участия родителей. Воспитатель раскрывает родителям одно из основополагающих положений дошкольной педагогики: нравственное воспитание предусматривает формирование ребёнка чувств, привычек, нравственного поведения и представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни.)  Педагог знакомит родителей с задачами, которые стоят перед ними и детским садом в нравственном развитии дошкольников. Подчеркнув, что уже в дошкольный период необходимо воспитывать начало гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми,  с сверстниками.  В нашей группе прослеживается тесная связь с родителями воспитанников: проводятся беседы, дни открытых дверей, семинары – тренинги, экскурсии, родительские собрания. Предлагается рекомендации консультации по данной теме.

Уникальность семейного воспитания объясняется тем, что оно является истоком, началом в социализации детей, всестороннем и гармоничном развитии личности. Кроме того, семейное воспитание отличается особой значимостью родителей, близких родственников в жизни ребёнка в силу его биологической и психологической зависимости  от них. По своей значимости роль семьи в обществе, несравнима ни с какими другими социальными институтами. Это обусловлено тем, что именно в семье формируется и развивается личность человека, его ценностные ориентации, проходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе, его полноценное развитие.

Многие родители не видят воспитывающего значения игр, труда организационной учебной  деятельности. Задача педагога – рассказать родителям о том, что ребёнок воспитываются в деятельности; что игры, труд организационная учебная деятельность, общение с близкими детьми и сверстниками является для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую в организации учебного труда в будущем.

Родители должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки,   воспитания детей дошкольного возраста. Родителям необходимо помнить, что духовно —  нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Родители и воспитатели должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт.          Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности. Духовно — нравственное воспитание детей требует от родителей систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю…

Ребёнок принимает мир таким, какой он есть, прислушивается к голосу разума, осуществляя изменения в себе, усовершенствуя себя как личность. Человек руководствуется представлением о воздаянии как способности видеть и творить добро и получать удовлетворение от благих деяний.

Будущее нашей страны напрямую зависит от подрастающего поколения, от уровня его образованности и воспитанности, ценностных ориентаций, основы которых закладываются в семье. Исходя из этого, важнейшими приоритетами социальной политики Республики Казахстан на современном этапе являются, защита семьи, материнства и детства; пропаганды и культивирование семейных ценностей, института семьи и брака, многодетности.

«Каждый из нас, родителей, мечтает, чтобы наши дети были способными, находчивыми, талантливыми, чтобы они были не хуже, а лучше других детей. Однако, думаю, не об этом надо мечтать, дорогие друзья, а о том, чтобы ребёнок наш стал хорошим Человеком. Чтобы он был полезен людям, чтобы созидал  и творил не во вред, а на пользу обществу. Чтобы он пронёс высокое звание Человека через все жизненные испытания… »

С.А. Назарбаева

Литература:

  1. «Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией Л.Ф. Островской.
  2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией А.М. Виноградовой.
  3. «Дошкольное воспитание» № 1/2008г.
  4. «Общение дети 5-7 лет» Ярославль Академия развития. 2001г.

Город Караганда
КГКП «Ясли-сад №6 «Алданыш»
Крих Марина Исаевна,
Буллер Ирина Владимировна — воспитатели


ПІКІР ҚАЛДЫРУ