Творческая деятельность на уроках самопознания как одно из средств развития духовно-нравственных качеств личности

0
3981
“Шығармалардағы әдіс –амалдарды жетілдіру” Ашық сабақ

«Истинное образование состоит в развитии способностей души».
А.Джумсаи

Во все века люди высоко ценили духовность, нравственность, воспитанность, а творчество признавалось важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Очень точно писал о роли творчества в развитии личности великий педагог В.Сухомлинский: «Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится сам. Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и еѐ результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца».

Концепция развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, разработанная на основе Плана Нации «100 конкретных шагов», нацелена на то, чтобы система образования соответствовала высоким приоритетам сегодняшней жизни. Школа должна не только давать знания, а научить самостоятельно мыслить, применять решения, брать на себя ответственность. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником.

С.А.Назарбаева отмечает: «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен!».

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. В.А. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Существуют разнообразные методы и приемы преподавания самопознания, помогающие совершенствованию духовно-нравственного воспитания, важнейшим из которых является творческая деятельность.

Трудовая деятельность — это прежде всего практическая деятельность, выполняемая человеком по определенному заданию. Труд — важное условие существования человека, его развития и благосостояния общества в целом. Творческая деятельность учащихся – главная составляющая уроков самопознания.

Творчество помогает человеку выразить себя, распахнуть свою душу, освободить свои самые сокровенные эмоции, которые не всегда найдут выход в реальной жизни. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

1.Творческая деятельность – одна из форм духовного развития личности.

Главной целью образовательного учреждения должно быть воспитание такой личности, которая сочетает в себе высокие нравственные качества, мировоззрение, культуру, умение трудиться и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации, личности, идеалом которой являются добро, истина, красота. Считаем, что этому может способствовать развитие умения ученика творчески подходить к решению многих жизненных ситуаций, а значит, развитие творческого мышления. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, уже в начале жизни у человека проявляется
настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится
мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является
необходимой для биологического выживания.Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Задачу развития творческого мышления подрастающего человека, бесспорно, может решить предмет «самопознание». Для этого существует ряд оправдавших себя на практике приёмов, важнейшим из которых мы считаем творческую деятельность.

Детское творчество – это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Выполнить иллюстрацию к услышанному произведению, разыграть сценку на заданную тему, придумать историю на основе изображённого на рисунке, передать сюжет рассказа от имени одного из героев, составить диалог, который может произойти в общественном месте, написать ответ автору письма – вот далеко не полный перечень заданий, которые можно отнести к разряду творческих.

Выполняя упражнение такого характера, ученик осмысливает полученные на уроке знания с точки зрения их важности в жизни человека, но самое главное, автор выражает в своём творческом воплощении отношение к миру, создаёт его образ. Известно, что формула любого вида творчества: человек и то, о чём он пишет, что изображает. Таким образом, приобщая ученика к участию в творческой деятельности, мы даём ему возможность проявить его собственную жизненную позицию.

Творческая деятельность может быть индивидуальной, групповой или коллективной. Совместная творческая деятельность способствует осознанию учащимися значимости таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, развитию умения высказать собственное мнение и уважать мнение других, формирует у детей уверенность в своих силах и творческих возможностях, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности.

Наиболее характерные виды коллективной творческой деятельности – составление коллажей, рисование плакатов, разработка проектов. Совместное творчество эмоционально заряжает учащихся, способствует сплочению.

Задача уроков самопознания не столько состоит в том, чтобы вооружить учащихся теоретическими знаниями об общечеловеческих ценностях, сколько в том, чтобы помочь им следовать этим ценностям в практической жизни, осознать высокое предназначение человека, его способность идти по пути добра и любви. И именно творческая деятельность способствует возможности каждого понять практическую сущность знаний, полученных на уроке, для реализации лучших жизненных устремлений, создания каждым неповторимого образа мира, который вдохновляет на разумное, доброе, вечное.

Творческая деятельность учащихся – главная составляющая уроков самопознания. Это большое поле для действий учителя, направленных на развитие творческого начала в ребѐнке, самостоятельности в выборе деятельности и обеспечивающих активное участие каждого ребѐнка в ходе занятия, закладывающих основы нравственного развития и интереса, в первую очередь, к себе и окружающему миру. Цели развития творческих способностей учащихся.

— Поддерживание интереса к предмету;

— Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;

— Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

— Развитие мышления вообще и творческого в частности;

— Подготовка учащихся к творческой деятельности;

— Умение переносить знания в незнакомые ситуации. Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога.

Практические методы предполагают практическую деятельность. Если учащимся будут даваться знания в «готовом виде», то мы получим поколение умеющее запоминать, но не умеющее мыслить. «Знание, – писал Л.Н.Толстой, – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». На занятиях необходимо давать возможность ученикам при выполнении заданий создавать модели, проекты с тем, чтобы они развивали не только теоретическое мышление, но и могли близко подойти к проблеме и искать положительные выходы из нее. Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества.

2. Творческая работа на уроках «Самопознания»

Цель образования — всестороннее развитие ребенка.

Способность к творчеству — одна из драгоценностей истинного образования. Именно по этой причине творческая деятельность должна входить как неотъемлемая часть в программу духовно-нравственного образования.

Опыт показал, что существует несколько путей практического применения творческого подхода на уроках самопознания:

а) иллюстрация рассказа

б) художественное выражение позитивного настроя на урок

в) изображение ценностей с помощью рисунков

г) стихосложение и проза

Можно выделить также следующие виды художественного творчества, которые рекомендуется выбрать в качестве деятельности учащихся на уроке:

1) Разыгрывание сценок (имитация ситуаций, которые ученики представляют по очереди)

2) Тестирование

3) Игры

4) Работа в группах (групповая работа)

Иллюстрации рассказа

Попросила учеников изобразить эпизод из историй,рассказанной на уроке.

Художественное выражение позитивного настроя на уроке

Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).

Учащиеся изображают то,что они видели во время прослушивания позитивного настроя на рисунке и презентуют свои работы.

Разыгрывание сценок.Например:тема урока в 4 «д» классе «Райкины пленники»

1.Кто главные герои?

2. Какими качествами обладают?

3.Какой герой понравился больше и почему?

4.Случались ли в вашей жизни подобные истории?»

Учащиеся разыгрывают сценку и обсуждают ее.

Изображение ценностей с помощью рисунков

Например тема урока: «Край,где мы стобой растем» 2 класс

Ценность: Любовь

Нарисовать карандашом или красками какой –то аспект ценности,которые изучили на уроке.

Ученики презентовали свои работы с помощью рисунка и рассказали о своей любви к родному краю.

Стихосложение и проза

Учащимся предлагалось сочинить стихотворение с использованием последних слов в каждой строке

Например:

Что такое Доброта?

Это сердца красота.

Для того,чтоб добрым быть,

Нужно всех людей любить!

Тестирование 7 класс по теме «Тепло человеческого общения»

Вежливый ли вы человек?

Следующий этап: рисунок о семье с помощью красок и презентация.

Притча про счастливую семью ( видео)

Класс делится на группы и готовит

инсценировку по данной притче:

1 группа: Мудрец и гость

2 группа: Гость вернулся домой

3 группа: Финал

Кто пришел за советом к мудрецу?

Какие отношения были мудреца с женой?

Как выполнял советы мудреца мужчина?

Игра по теме «Какой я?» в 4 « г» классе

«Чем мы похожи?»

Ученикам предлагалось объединиться по следующим признакам:

А) по росту

Б)по знаку Зодиака

В) по цвету глаз

Игра по теме «Добротой себя измерь» во 2 классе

«Добрые дела»

Ученики становятся парами друг против друга парами.Когда учитель проговаривает предложение,ребята одновременно хлопают в ладоши и говорят: «Да!»

Коллаж «Окружающий мир»

Уч-ся использовали вырезки из газет,рисунки,фрагменты различных материалов.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творчество раскрывает потенциальные таланты учащихся

Творческая деятельность учащихся – главная составляющая уроков самопознания. Это большое поле для действий учителя, направленных на развитие творческого начала в ребѐнке, самостоятельности в выборе деятельности и обеспечивающих активное участие каждого ребѐнка в ходе занятия, закладывающих основы нравственного развития и интереса, в первую очередь, к себе и окружающему миру.

Особую роль в постижении программного материала играет проектная деятельность. Задача учителя – создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности. Важно помочь старшеклассникам определить для себя цель исследования, то есть понять, для чего необходим такого рода поиск.

В процессе реализации проекта, то есть собирания материала, его осмысления, классификации, учитель выступает координатором, наблюдателем, консультантом, а возможно, и непосредственным участником.

Образовательный потенциал проектной деятельности создаёт у учащихся образ целостного знания, повышает мотивацию к получению дополнительных сведений, развивает исследовательские и творческие способности личности, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, стремление следовать в жизни гуманистическим ценностям.

На практике проектная деятельность помогает учителю осуществить личностно ориентированный подход к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное – раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя, организовать исследование, ведущее к важным открытиям.

1.Творческая работа активизирует творчество.

2.Стимулирует воображение.

3.Как средство самовыражения.

4.Помогает расслабиться и радоваться.

5.Укрепляет чувство уверенности в себе.

6.Сотрудничество и согласованность в действиях.

7.Раскрывает потенциальные таланты

8.Развивает навыки

9.Усиливает чувство ответственности

10.Способствует повышение дисциплинированности,ответственности и настойчивости

Бектлеуова Гульсим Олжабаевна

г. Кульсары, Жылыойский район, Атырауская область

КГУ ОСШ № 16 имени Д. Жазыкбаева

учитель самопознания

Басқа материалдар

ПІКІР ҚАЛДЫРУ