Мастер-класс на тему: «Активные методы и подходы обучения как средство качественного овладения вторым неродным языком»
Цель: рассмотреть некоторые виды стратегий и техник как наиболее активные методы обучения второму языку.
-Уважаемые коллеги, прежде чем определить цели нашей встречи я хочу показать вам карточки-«сигналы».
-Вопросы трехъязычия являются актуальным вопросом современной образовательной системы в нашей стране. Как говорил великий французсктй писатель Вольтер «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку». Человек, владеющий кроме родного языка языком другого народа, получает возможность общаться с большим количеством людей, приобщаться к материальному и духовному богатству, выработанному носителями языка другого народа, ближе и глубже знакомиться с его историей, культурой.
Перед учителем русского языка в казахской школе стоит задача подобрать наиболее эффективные способы обучения второму языку для развития у них познавательных, речевых, коммуникативных и других навыков.
Для определения темы нашего мастер-класса предлагаю игру группам «4 фото-1слово»
Участники разгадывают слова: «активный», «метод», «обучение», «неродной», «язык», «средство».
(Сообщается тема)
Деление на группы методом «Собери слова»
- Корень, суффикс, окончание, приставка,основа (Части слова)
- Синтаксис, морфология, грамматика, лексика, стилистика (Разделы языкознания)
- Лондон, Эдинбург,Белфаст,Оксфорд, Кембридж.(Города)
- Роман, повесть, поэма, баллада, пьеса (Жанры)
- Наречие, глагол, местоимение, существительное, прилагательное (Части речи)
Энергизатор — Для того, чтобы нам объединиться в группу и стать ближе попробуем расслабиться. Повернитесь друг к другу лицом и повторяйте движения и слова за мной.
— Здравствуй, друг! (рукопожатие)
— Как дела? (хлопаем по плечу)
— Где ты был? (трясем за ухо)
— Я скучал, (руку к сердцу)
— Ты пришел! (руки в сторону)
— Хорошо! (обняться)
Представление по слайду несколько методик.
- Ложная альтернатива
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
— Существительное кимоно или мужского или женского рода
— Слово кошка по-английски или mouse или cat
— В слове вынуть корень «вы» или «ну»
— В слове трехъязычие или 10 или 11 звуков
— «Пуганаая ворона и куста боится» Аналогичная пословица в казахском языке или «Қарға қарғаның көзін шуқымайды» или «Қорыққынға қос көрінеді»
2. «Бриллиант»
Структурированный способ развития идей и мыслей. Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с:противоположным значением, полезно для работы и по языку, и по литературе.
Как это работает:
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
Остап
Мужественный, отважный
Сражается, погибает, защищает
Отважный боец, трусливый предатель
Предает, воюет, не заслуживает
Эгоистичный, влюбленный
Андрий
Задание. Вставьте нужное слово в пословице, произносите перевод на трех языках и составьте стих-Диаманта к этому слову.
«…. –делу венец» (конец-соңы- end )
Конец
Успешный, неожиданный, худой
Наступил, гласит, запутался
Удачный конец, интигрующее начало
Предсказывает, вдохновляет, интересует
Доброе, грустное, быстрое
Начало
Краткий обзор по стратегиям и техникам, по которым будут работать группы
Задания группам
1 группа:
Составить словарную карту к выделенному слову.
Путь торговли
Однажды ученик спросил Учителя: «Учитель, скажи, что мне делать: я прихожу к клиенту, рассказываю о своем товаре, а он говорит, что ему такой товар вовсе не нужен». – А он ему нужен? – спросил Учитель. – Да, я в этом уверен! Это очень хороший товар, он нужен всем! – Докажи, что он нужен мне. И ученик начал рассказывать о своем товаре. Он говорил довольно долго, но когда закончил, Учитель нахмурился и сказал: – Все-таки, я не уверен, что мне нужен этот товар. Ученик ушел домой и готовился семь дней.
Наконец, он пришел к Учителю и попросил разрешения снова рассказать о своем товаре. Учитель выслушал его краткую речь и сказал: – Да, мне нужен этот товар и я на самом деле куплю его у тебя. Вот, возьми деньги. Но что главное ты понял за эту неделю? – Я понял, что надо готовиться. – Это один урок, – сказал Учитель, – а второй? – Второй… что надо говорить короче?… – Почти так. Чем дольше готовишься, тем короче речь.
2. Назовите 3 слова из текста на казахском, русском и английском языках.
2 группа: Создать иллюстрацию к тексту
«Иллюстратор»
Нарисуйте любой тип картинки, относящейся к прочитанному рассказу. Это может быть схема, мультик, диаграмма, план, сюжетная картинка… вы можете нарисовать что-то, связанное с этим рассказом, или что-то, о чем вам напомнил прочитанный текст.
Презентация: объясните участникам круга ваше видение прочитанного.
Сон
Одному восточному правителю приснился страшный сон. Во сне он увидел, как один за другим у него выпали все зубы. Сильно этим обеспокоенный, он призвал своего толкователя сновидений. Тот очень внимательно выслушал рассказ правителя и сказал:
— Мой господин, я должен сообщить тебе плохую весть. Так же, как ты потерял все свои зубы, ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Это толкoвание разгневало правителя. Толкoватель сновидений, не сумевший сказать ничего хорошего, был брошен в тюрьму.
Затем царь позвал другого толкователя снов. Тот, выслушав рассказ о сновидении, сказал:
— Мой господин, у меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить дольше, чем другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Царь обрадовался и щедро наградил толкoвателя за эти слова. Придворные были в изумлении:
— Твои слова почти не отличались от слов твоего предшественника. Так почему же он был наказан, а ты получил награду? — спросили они. Удачливый толкователь снов на это ответил:
— Вы правы. Мы оба одинаково истолковали сновидение. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как это сказать
3 группа:
Стратегия «6W»
- Составить 6 вопросов к тексту.
Who? Кто?
What? Что?
What hind? Какой?
Where? Где?
When? Когда?
Why? Почему?
Последняя монета
На деревенской улице собралось четверо: перс, турок, араб и грек. Они вместе путешествовали, стремясь достичь некоего отдаленного места, но в настоящий момент у них разгорелся спор о том, как потратить ту единственную монету, которая у них осталась. «Я хочу купить ангур», — сказал перс. «Я хочу изюм», — сказал турок. «А я хочу инаб», — сказал араб. «Нет!» — заявил грек, — «Мы купим стафил».
Мимо проходил путешественник, знавший много языков. Он сказал: «Дайте эту монету мне, и я постараюсь удовлетворить желание каждого из вас». Сначала они не хотели верить ему, но в конце концов отдали монету. Человек отправился в лавку и купил 4 маленькие кисти винограда. «Вот мой ангур», — сказал перс. «Это как раз то, что я называю изюмом», — сказал турок. «Вы принесли мне инаб», — сказал араб. «Нет! — воскликнул грек. — На моем языке это называется стафил».
4 группа: Идеальный проект
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по
претворению выбранного решения в жизнь.
Группе дается картина с изображением Вавилонской башни
Задание: «Можно ли достроить башню в современное время?»
Назовите 3 слова
5 группа.
«Прокуроры и адвокаты»
Прокуроры ищут в новом учебном материале все отрицательные стороны, а адвокаты -положительные стороны (явления, события исторического, писателя, произведения, способа решения задачи и так далее).
Чайная церемония
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВОИ ЗАДАНИЯ.
Заключительное слово.
Мудрая китайская пословица гласит: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам». Задача современного учителя-русоведа в том, чтобы наши дети смогли самостоятельно идти по современному руслу жизни, стать конкурентоспособными гражданами Казахстана, использовать свои знания на практике и самое главное свободно общаться на любом языке, которого требует жизненная ситуация.
Рефлексия по стратегии ПОПС
П – позиция Я считаю…
О – объяснение Потому что…
П – пример (предложение)
С – следствие, выводы (совет, для себя, слоган и т.д)
Сарсенбина Гулжанат Маратовна
Басқа материалдар