На протяжении многих веков люди, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обдумывали содержание всестороннего воспитания. Каким должно быть идеальное воспитание?
Его нельзя назвать завершенным, если основной упор делается на овладение техническими знаниями. Гармоничное воспитание должно включать и нравственно-этический аспект развития духовности подрастающего поколения.
Основная цель нравственно-этического воспитания – поддерживать и укреплять важные жизненные ценности: уважение к другим, ответственность за свои поступки, готовность прийти на помощь, добросовестность,вежливость. Ведь самое главное в человеке — это то, что отличает его от других обитателей планеты, заставляет видеть мир по-своему, делает его неповторимой индивидуальностью.
Во всем мире законодательство в разных формулировках ставит одну существенную цель – воспитание гражданина высокой нравственной культуры, ориентированного на свое непрерывное самообразование и саморазвитие. Особую актуальность имеет нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – это важнейшая состовляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания – сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др.
К условиям, которые необходимы, для того чтобы личность реализовала себя в социуме, следует отнести: позитивный образ «Я», доверие к самому себе; четкое представление о сферах приложения своих способностей; высокую цель, наполняющую смыслом душу; творческое отношение к жизни; наличие реальной успешности в значимых для личности и общества сферах деятельности; способность находить удовольствие в настоящей жизни.
Личность — не столько законченный продукт, сколько процесс. Формирование личности — процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.
Самосовершенствование (или работа над собой) — необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные — стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.
Движущей силой самосовершенствования являются возникшие потребности личности.
Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о каммуникативности необходимости изменении в себе самом.
Коммуникативность — это умение верно передавать информацию, свои мысли. Способность формулировать высказывания таким образом, что весь вкладываемый смысл полностью понимается собеседником. Разумеется, коммуникативность подразумевает умение находить эффективный подход к любому человеку.
Коммуникабельность же — это навык налаживания взаимосвязей, лёгкость в общении, умение расположить к себе собеседника, понравиться ему. У коммуникабельного человека никогда не стоит проблема связаться с кем-либо, он не стесняется и не теряется в разговоре, легко подбирая тему, интересную собеседнику. То есть, если обобщать, коммуникабельность позволяет найти собеседника, завязать с ним разговор и понравиться ему.
Коммуникативность же — доходчиво передать все свои мысли, никого не запутав, и необходимую информацию,которая позволяет развить самостоятельность. Желание самостоятельно действовать — одно из основополагающих свойств зрелой личности. Это способность мотивировать и дисциплинировать себя, принимать решения в отношении себя самого и следовать им, идти своим путем. Самостоятельность — то состояние души, когда мы не перекладываем ни на кого ответственность за свою жизнь, не виним обстоятельства, а осознаем, что должны сами достичь того, чего хотим.
Способность к самовоспитанию формируется у человека с развитием самосознания. Постепенно появляется способность к оценке поступков. Но эти оценки неустойчивы, они во многом зависят от оценок окружающих. Самовоспитание – процесс самосовершенствования личности, основанный на стремлении к самореализации и способности к целенаправленному управлению своим развитием. Психологическим условием самосовершенствования является недовольство собой. Это дискомфортное состояние, как правило, тяжело переживается, и человек неизбежно стремится восстановить утраченное равновесие.
Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы человек принимал себя, имел положительное отношение к себе, уважал себя. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, и человек теряет способность работать над собой. Чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершеннее, не относиться к себе равнодушно, т.е. в конечном счете – любить себя. Если начинать с отвращения к себе, мало что получится.
Самоуважение личности и любовь к самому себе не должны переходить в самодовольство и самовлюбленность, тогда личность теряет способность видеть свои недостатки, а значит, и развиваться. Для того чтобы человек определил направление самосовершенствования, он должен определить себя в мире, найти свое место, самоопределиться. Для того чтобы самоопределиться в жизни, человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь, поскольку от этого зависит его образ жизни. Критерии удовлетворенности жизнью у людей различны: кому-то, для того чтобы быть довольным жизнью, нужно иметь много денег, кому-то – много детей, кому-то – бороздить просторы океана.
Только при этом условии человек может ощущать полноту жизни, раскрыть свои жизненные силы, самореализоваться. Самореализация – полноценное функционирование личности в обществе, раскрытие жизненных сил. Самореализация связана с осознанием ограниченности возможностей человека. Для личности крайне важно успеть воплотить себя в жизни, в чем-то непреходящем, человечески ценном, общественно значимом.
Неполную, неадекватную самореализацию ученые оценивают как уничтожение ценности, растрату личностного времени. Саморелизующийся человек живет настоящим моментом и становится все более полноценно функционирующим человеком.
У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. На этом же высоком уровне, потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию. Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, рассматриваемая как единство личностного принятия профессии, опыта, совокупности знаний и умений, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, эмоционально-волевой регуляции и интенции к саморазвитию.
Инновационное образование сегодня — это процесс и результат такой учебной и воспитательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В инновационных образовательных учреждениях учебная и развивающая деятельность имеет свою специфику (по целеполаганию, по содержанию, технологиям, методам, способам управления и другим компонентам). Актуальным становится формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В современных социально-экономических условиях, в процессе инновационных преобразований у будущего специалиста должно быть развито экономическое мышление (он постоянно занят тем, чтобы придать рыночный статус своей рабочей силе, сделать ее востребованной на рынке, конкурентной; его заботят экономические характеристики создаваемого продукта — себестоимость, востребованность); на этапе разработки продукта и при изучении рыночной ситуации специалист должен уметь применять информационные технологии, что повышает эффективность работы и рентабельность продукта; непрерывное саморазвитие — неотъемлемая черта современного специалиста, без этого он не сможет удержаться даже на достигнутых позициях, а профессионал сегодня должен опережать требования своего рабочего места, даже у будущего специалиста больше шансов найти работу, если он придет к работодателю со своей идеей, задумкой, проектом, о том, как сделать фирму процветающей.
Только при непрерывном самообновлении, вхождение в мир профессиональной деятельности для специалиста будет психологически комфортным, а работа — новаторской и творческой.
Сатжанова Айжан Тайжановна
Мастер производственного обучения,
преподаватель самопознания