Эссе «Я вдохновляюсь»
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьников!
Дари себя детям.
Ш.А. Амонашвили
Говорят, что природа таланта педагога – счастливый дар. Мне бы хотелось иметь этот дар и щедро делиться им с «маленькими человечками».
В.А. Сухомлинский говорил, что «человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных капельках росы… Услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Быть учителем самопознания – это значит помочь ребенку увидеть и услышать эту красоту, научиться наслаждаться ею. Только тогда в сердце каждого ученикатоже расцветет красота. Я учу своих детей видеть не только эту красоту, но и сочувствовать, сопереживать, то есть учу быть не равнодушными. Ведь всё большое начинается с малого: не затоптанного цветка, не разоренного гнезда, не сломанной веточки.
Учитель – это человек, который учит, помогает познать окружающий мир. Поэтому в основе всего – игра, веселье, радость. Мы вместе с моими детьми наблюдаем, делаем опыты, первые открытия.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… Оттого как, будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», так говорил В.А Сухомлинский. И я, следуя этим идеям, стремлюсь к тому, чтобы каждый шаг моих учеников к самопознанию был высоким полётом птицы, а не усталой ходьбой обессиленного путника.
Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой.
«Мы говорим, на сердце руку положа,
пусть будет в человеке всё прекрасно,
и мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
на свете, чтобы жили малыши,
воспитывайте в детях, берегите,
храните экологию души».(Н.Луконин)
Когда жизнь течет вокруг детей, когда каждый день я впитываю их энергию, позитив, неповторимость, хочется у каждого ребенка через детство, развив чувство уверенности в себе, сохранить удивительную восприимчивость ко всему прекрасному и доброму.
Урок я начинаю с улыбки. Улыбка – мой рабочий инструмент. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. И это действительно так. Уже светятся навстречу мне доверчивые лица. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать , ученикам , отыскивать чудеса на каждом уроке. Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать. Ребята дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества, а я с любовью всё принимаю. А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, непринуждённым , задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, общности, иначе поиск чудес не состоится. Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Я уверенна: все, что я делаю – нужное моим ученикам. Я радуюсь успехам и сопереживаю их неудачам.
Весь день вдохновляю, утешаю, возвышаю каждого ученика, вселяю любовь к Отечеству, веру в людей.
И так день за днем мы вместе идем по тропе самопознания , на которой они учатся
различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я как всегда учусь у них преданности, искренности, любви.
С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними.
Проработав в школе 22 года, я понимаю, что моя профессия учителя – исключительно для людей творческих, ведь это профессия от Бога. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, сопереживать, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков, а то и сотен детей. Огромная чуткость, терпение, преданность, сила воли, доброта и любовь к детям помогают учителю в его трудной миссии. Я считаю, что современный учитель должен быть очень добрым, отзывчивым, внимательным к детям, креативным и компетентным в своей профессии. Также нужно быть хорошим психологом, так как дети требуют от учителя особого внимания, понимания, наставления, вовлечения в учебу или обучение с увлечением.
Что же помогает мне в моем труде? Вдохновение. Вдох нового. А вдохновляет меня сама жизнь, которую мне хотелось бы сделать немного лучше. Уверенно могу сказать, что я открыта для вдохновения – меня вдохновляет первый луч солнца, ранний рассвет, легкая тучка на горизонте, грустная дождинка, робкая снежинка, пожелтевший лист, паутинка над кустом, грусть, неудача и еще много всего! Вдохновляет меня и вера в свое предназначение, миссию, вера в то, что дело, которому я служу, самое нужное, ведь я влияю на развитие человека, гражданина, патриота своей страны. Эта вера дает мне силы, желание творить.
Музыка – самое близкое мне и самое любимое средство выразительности – дает мне творческое вдохновение, заряжает энергией, доставляет огромную радость, заставляет улыбаться, грустить. И «моя» музыка звучит повсюду, нужно лишь внимательно слушать. Поет все – горы, луга, степи, реки, соловей на рассвете… Взволнованный шепоток моей пятилетней внучки Настеньки, когда она приходит ко мне перед сном и просит рассказать или сочинить для нее сказку, ее бесчисленные вопросы: «А что? А как? Почему?», не дают мне стоять на месте и будят мое вдохновение на сочинительство, придумывание историй, которые я потом с удовольствием пересказываю своим ученикам. Наверное, дети и есть самые большие источники моего вдохновения.
Замечаю, что чем дальше идет время моей жизни, тем все больше вещей, казавшихся мне неинтересными и обыденными, окрашиваются в яркие цвета и начинают приносить мне радость, удовольствие и вдохновение. Наверное, это старость, а может, мудрость? И я счастлива от того, что каждый день погружаюсь в удивительное путешествие своей жизни, что могу дарить тепло и любовь близким, что могу наслаждаться красотой и совершенством всего, что меня окружает. Но самое главное, что сегодня я с уверенностью могу сказать, что верно выбрала свой путь и ни капли не жалею о том, что вложила в него всю свою душу, так как состояние постоянного тихого счастья и «вкуса жизни» сопровождает меня всегда и везде. А над входом в школу я бы начертала слова: «Учитель, желаю тебе творческого вдохновения и любви к детям! Берегите вдохновение и делитесь им с другими, и тогда ваши ученики тоже будут счастливыми!»
Будучи сама по-настоящему счастливым человеком, я стараюсь вдохновлять своих учеников на творение светлого и прекрасного при помощи сочинений, эссе, сказок. Много рассказываю им о своих путешествиях, показываю и делюсь сувенирами и фотографиями, слайдами, мыслями. Не так давно 27 моих учеников принимали участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и заняли 17 призовых мест. Мои ученики принимают участие в операции «Забота»: собирают вещи, игрушки, книги, канцелярские принадлежности для детей из детских домов.
Вместе с учениками мы издаем журнал «В ШоКОЛадЕ», где дружно публикуем свои литературные находки, опусы, делаем рисунки к прочитанным произведениям, делимся совершенными нами человеческими поступками и делами, праздниками и разными значимыми событиями в жизни. Часто я рассказываю детям, что в этом нам помогает чудесное чувство – вдохновение. Этот дар небес присущ каждому человеку от рождения, но нужен труд души, чтобы он раскрылся в каждом из нас. Вдохновение и творчество дают человеку состояние радости, мощный прилив энергии, особое состояние духа, вдохновение устремляет нас в будущее. И мои ученики ощущают это мощное чувство.