Критериальная система оценивания (коучинг)

0
2489
Менеджмент қағидасында мектепішілік басқару дағдыларын жетілдіру, педагогикалық квалиметрия әдістері

Тема коучинга: Критериальная система оценивания

Цель:
Определить понятия «Оценивание для обучения и оценивание обучения и уметь применять их параметры на практике. Представить учителям систему критериального оценивания учебных достижений учащихся и формирующее оценивание при обогащении словарного запаса.
Задачи:

Уточнить различия между формативным и суммативным оцениванием.

Выявить проблемы существующей системы «оценивания» в школе. Разработать четкий алгоритм критериев «оценивания для обучения». Познакомить учителей с критериальной шкалой оценивания учебных достижений учащихся, шкалой перевода баллов в оценку;

Результат обучения:

Уточнить различия между формативным и суммативным оцениванием. Выявить проблемы существующей системы «оценивания» в школе.

Разработать четкий алгоритм критериев «оценивания для обучения». Учителя смогут вывести итоговый балл критерия по внутренним критериям; узнают об использовании различных типов заданий для разных этапов урока с целью развития навыков говорения и понимания и оценки планируемых результатов обучения.

Ресурсы:
Руководство для учителя, раздаточные материалы теоретического и практического задания, презентации
Разделение на группы Деление на группы- по номерам(1,2,3,4). Затем по номерам происходит деление на группы— 5мин.
Вводное задание

Обсуждение современных тенденции оценивания-10 минут

Учителям дается на листе список понятий, относящийся к современному оцениванию. Понятия разрезаны и учителя должны собрать пазлы.

Обсудить и оценить Систему современного оценивания.

Оценивание- процесс сбора и анализа информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения

Суммативное оценивание — итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени

— Формы и способы оценки определяет учитель

  • Центром в классе является Учитель

Формативное оценивание – используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);

-Обратная связь, обеспечивающая прогресс;

-Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;

-Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;

Таким образом, формативное оценивание несет функции:

  • формирующая, стимулирующая и мотивирующая.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Практическое задание №1
Нарисовать картину слоника -15 минут. Учителям раздается раздаточный материал — фломастеры, ватман, карандаши и предлагается изобразить слоника. После окончания работы участники выполняют следующую работу:

1.Самооценка — оценить свою работу самостоятельно.

2.Взаимооценивание-оценить работу соседней группы. Передаем свою работу, а сами оцениваем работу соседней группы.

3.Оценивание по предоставленным критериям.

Заполненность листа Полный лист(3балла) Заполнен на ½ листа (2 балла) Заполнен на 1/3 листа (1 балл)
Цветовая гамма Использовано более 4 цветов (3 балла) Использовано 2-3 цвета (2 балла) Использован 1 цвет (1 балл)
Количество частей тела Нaрисовано более 5 частей тела(3 балла) Нарисовано 3-4 части тела (2 балла) Нарисовано 1-2 части тела (1 балл)
Сравните результаты самооценивания, взаимооценивания и критериального оценивания. Дополните неполные предложения:

1.Я думаю, наиболее эффективный способ оценивания, это……, потому что……..

2.Я могу предложить дополнительные критерии оценивания, такие как…

3.Я смогу (не смогу) применить оценивание по критериям на своих уроках, для того чтобы …….

Ключевая

концепция:

Презентация в Power Point по теме «Критериальная система оценивания» -10 минут.
Практическое задание №2 (упражнение)

Задание — 15 минут: выполните задания, проверьте правильность выполнения по критериям.

Пример задания с критериальным оцениванием

Текст

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд. Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром. Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

  1. Определить тему текста
  2. Определить основную мысль текста
  3. Разбить текст на абзацы
  4. Создать простой план текста

Задания:

1.Составьте критерии оценивания задания.

2.Оценить работу в соответствии с составленными критериями.

3.Составить шкалу перевода баллов в суммативную оценку

4.Подготовка и презентация постера.

Задание для экспертов группы — разработайте критерии оценивания постеров. Презентация-5 минут.

Критерии проверки и оценки контрольных заданий
Задание Позиции для оценивания Итого
1.Определить тему текста

1.Тема текста не определена или определена неверно.

2.Тема текста определена верно.

2.Определить основную мысль текста

1.Основная мысль текста не определена или определена неверно

2.Основная мысль определена неточно

3.Основная мысль определена верно и полно

3.Разбить текст на абзацы

1.Текст разбит на абзацы не разбит или разбит неверно

2.Текст разбит на абзацы неточно, с небольшими ошибками

3.Текст разбит на абзацы верно.

4.Создать простой план текста

1.Простой план текста не создан или создан неверно

2.Простой план создан частично, с небольшими неточностями

3.Простой план создан верно.

Суть критериального оценивания заключается в четко сформулированных и заранее известных всем участникам учебного процесса критериям.

Основываясь на анализ результатов выполнения контрольно-измерительного материала, можно дать характеристику трем уровням сформированности знаний и умений учащихся в работе с данным текстом. (табл. 1). Обозначение и количество данных уровней является условным.

Таблица 1.

Уровни сформированности знаний и умений учащихся

Задание Низкий Средний Высокий
Определять тему текста Тема текста не определена или определена неверно. Тeма текста определена частично Тема текста определена верно.
Определять основную мысль текста Oсновная мысль текста не определена или определена неверно Основная мысль определена неточно Основная мысль определена верно и полно
Разбивать текст на абзацы Текcт разбит на абзацы не разбит или разбит неверно Текст разбит на абзацы неточно, с небольшими ошибками Текст разбит на абзацы верно.
Создать простой план текста Простой план текста не создан или создан неверно Простoй план создан частично, с небольшими неточностями Простой план создан верно.

 

Итоговая рефлексия:
Задание «Где я?» — форма самооценивания- 5 минут. На доске на постере изображен цветок, на лепестках которого написаны следующие слова: ожидание, наслаждение, просветление, неопределенность, недоумение, радость.

Задание: прикрепите стикер с пожеланиями к тому лепестку, который соответствует вашему сегодняшнему состоянию по итогам прошедшего занятия.

 

Басқа материалдар

ПІКІР ҚАЛДЫРУ