Притча — как способ духовно-нравственного образования

0
2110
Менеджмент қағидасында мектепішілік басқару дағдыларын жетілдіру, педагогикалық квалиметрия әдістері

            «Притча — как способ духовно-нравственного образования»

В числе важнейших проблем воспитания на первый план выходят вопросы духовно-нравственного воспитания подростков и молодежи.

Как правильно воспитывать?

Как научить любить Отечество,любить людей вокруг?

Ответ однозначный -только ориентируясь на единственно верные, проверенные тысячилетней практикой образцы — общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить педагогическое наследие В.А.Сухомлинского,который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы- ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед-пустоты души, бездуховности…»

Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Именно впечатления детства — этой удивительной страны — остаются с человеком на всю жизнь.

В сегоднешней непростой действительности необходимо ввести ребенка в традиционную духовную культуру. Ведь культура — это организованная человеком среда обитания, совокупность связей и отношений человека и природы, человека и искусства, человека и общества, человека и Духа.

Становление истинно духовного человека невозможно без правильного воспитания.

Воспитать — значит способствовать формированию духовного, с чутким сердцем и крепким характером, цельного человека.А для этого надо «зажечь и раскалить» в нем как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему, стремление к совершенству,любви и доброте.

Дисциплина «Самопознание» выполняет ключевую роль в духовно-нравственном развитии личности, так как он ориентирован на гармонию общечеловеческих, национальных, этнокультурных и личностных ценностей, которые позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознавать свою роль и предназначение в жизни.

Главной задачей учителя самопознания является ознакомление учащихся с основными принципами морали и этики посредством формирования нравственных представлений.

Сегодня перед педагогами республики поставлена задача перехода от концепции развития гармонической личности.

С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее — это наша забота. Мы все, и каждый из нас в отдельности, несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери-пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям,помогать слабым,жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить,или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки Любви».

Уроки самопознания опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества,поэтому называют уроками «народной мудрости». Школьники учатся оставаться наедине с самим собою, прислушиваются к своему внутреннему миру, дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределами собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки, совершают положительные качества, преодолевая отрицательные.

Итак, что такое притча?

Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере»

  1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона»новозаветные притчио десяти девах, о сеятеле и др.
  2. Эпический жанр в литературе XIXXX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев ТолстойФранц КафкаБертольд БрехтАльбер Камюи др.

По мнению Василия Великого, термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям

Притча – одна из форм духовного развития личности

Притчи — это не рассказы. Притча — это чей-то жизненный опыт.

Каждая притча может чему-то научить и дать вам урок Жизни.

Притча — это исскуство слов поподать точно в сердце.

Абуль-Фарадж считал притчи словами, которые освежают разум человека и убирают горе и печаль. Их может понять только внимательный и вдумчивый ученик.

                           Уроки Жизни (видео)

Тактика. Однажды, в британской Колумбии проводился мировой чемпионат. Финалистами стали канадец и норвежец. Каждому из них отвели определенный участок леса и дали 8 часов на работу. Тот, кто вырубит больше всего деревьев, станет победителем. В 8 утра судьи дали свисток и застучали топоры. Участники синхроно рубили деревья, пока канадец не услышал, что топор норвержца затих, и не удвоил свои усилия. В 9 часов норвежец снова принялся за работу. Вдруг, за 10 минут до наступления следущего часа, канадец услышал, что норвежец снова остановился. Ровно в 10 норвежец продолжил рубить деревья.

В следущем часе произошла такая же ситуация. А канадец с улыбкой на лице все рубил деревья без остановки, предчувствуя победу. Так продолжалось все 8 часов. Ровно в 4 часа пополудни просвистел свисток об окончании соревнования. Канадец был уверен, что приз у него в кармане, так как он ни разу не остановился передохнуть, а норвежец постоянно делал перерывы. Какого же было его удивление, когда он узнал, что проиграл. Канадец спросил у норвежца: «Как же так получилось, если я на 1,2 часа работал больше тебя. А ты нарубил древесины больше, чем я. Это невозможно».

Вопрос 11 «в» классу: Как бы завершили притчу?

(Слушаем версии учеников)

«На самом деле все очень просто, — последовал ответ от норвежца. — Когда я останавливался на 10 минут каждый час, я точил топор».

На своих уроках заставляю думать, рассуждать, слушать и слышать друг друга

Например: тема урока в 10 «в» «Человек и его характер»

Изучение начинается с небольшого эссе:

«Какой у меня характер:

1.Когда я одна?

  1. С родителями?
  2. В классе?
  3. С друзьями?»

Учащиеся читают и слушают о себе со стороны

Притча, которую я предлагаю, поможет им изменить себя.

                                  Плохой мальчик (видео)

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди….

Не важно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как ты их любишь.

Давай людям больше, чем они ждут от тебя, и делай так со всем. Когда говоришь «я люблю тебя», говори это серьезно. Когда говоришь «мне очень жаль», смотри человеку в глаза. Не смейся над чужими мечтами.

Вопросы к дискуссии:

Почему отец посоветовал сыну вбивать гвозди в садовую ограду?

Что понял мальчик, когда стал сдерживать себя?

Почему отец предложил мальчику вытаскивать вбитые гвозди?

Какой совет дал отец сыну?

Что должен помнить человек при общении с друзьями?

Что ты должен беречь и дорожить?

В 5 «г» классе по обновленной программе для раскрытия ученика используя творческий подход: иллюстрации, инсценировки, фрагменты видеороликов, социологический опрос

Тема: «Мир в семье» начинается с видеохроники различных семей: дружных, заботливых, живущих в ссоре, не замечающих друг друга…

Я наблюдаю как меняются лица учеников и понимаю, что многим это близко.

Следующий этап: рисунок о семье с помощью красок и презентация.

Притча про счастливую семью (видео)

К мудрецу пришел за советом молодой мужчина.

— Скажи, в чём секрет твоего знания? Ты счастлив. Тебя уважают, к тебе идут люди, чтобы научиться делать свою жизнь лучше. Я много учусь. А на меня сыплются неприятности.

В ответ мудрец улыбнулся и позвал свою жену:

Через пару минут зашла красивая женщина. Глаза её сияли.

И тогда мудрец попросил:

— Любимая, у нас сегодня гость. Иди, поставь тесто для пирогов.

Женщина удалилась на кухню.

Вскоре она вернулась в комнату и обратилась к мужу:

— Тесто готово, любимый муж мой.

На что мудрец сказал:

— А теперь добавь в тесто орехи, сухофрукты и мёд.

Жена спросила:

— Те, что я оставляла для пирога на годовщину нашей свадьбы?

— Те самые, — ответил мудрец. И женщина беспрекословно согласилась.

Вскоре она принесла поднос с ароматным пирогом

Но мудрец не спешил угощать гостя, он сказал:

— Дорогая, я вижу, как ты старалась, но отнеси этот пирог нищим.

Женщина улыбнулась. И вышла из комнаты.

Изумлённый гость воскликнул: Жаль пирога!

На что мудрец сказал:

— Ты спрашивал, как стать мудрым? Попроси свою жену испечь пирог.

Каждый день она пилила его, упоминая про этот случай. Тогда он побежал в дом мудреца.

— Ты обманул меня! Я следовал совету. Стало хуже. Дома невыносимо.

Мудрец усадил гостя и сказал:

— Ты спрашивал меня, как я стал таким мудрым и успешным. Теперь ты видишь, что моя любимая жена — источник счастья. Ты больше времени тратишь на ругань и борьбу с любимой женщиной, чем на учёбу. Есть тут мудрость?

— Мне бросить жену и найти другую? — спросил молодой человек.

Мудрец нахмурился:

— Ты ищешь лёгкий способ. Это неверно. Тебе и твоей жене нужно учиться уважать и любить друг друга.

Иди домой и сделай свою жену счастливой. А до этого о книгах и не думай.

— Я и так все для неё делаю, — не унимался парень.

— А счастлива ли она? — спросил мудрец.

Класс делится на группы и готовит инсценировка по данной притче:

1 группа- Мудрец и гость

2 группа – Гость вернулся домой

3 группа – Финал

Кто пришел за советом к мудрецу?

Какие отношения были мудреца с женой?

Как выполнял советы мудреца мужчина?

Резюме: Синквейн «Семья»

Рефлексия: Что нужно, чтобы семья была счастливая?

Как известно, духовно-нравственное становление человека совершается всю жизнь. В результате осознания общечеловеческих ценностей человек обретает счастье. По Сократу, счастье проистекает не из тела, оно достигается человеком путем духовного порядка и гармонии души.

Сократ говорил: «Душа-это то,что нуждается в заботе и принадлежит взращиванию».

Через содержание притчи,рассказов и историй учащиеся подросткового возраста усваивают духовный опыт всего человечества,постигают сущность «истины»,а через анализ понятий «добро» и «зло», «честь» и бесчестие»,справедливость и «несправедливость» и др.развивают различающие мышления.

Народная мудрость гласит: «Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»

Можно заключить следующее:

1.Притча воспитывает духовно и нравственно.

2.Направляет в выборе правильных жизненных ориентиров.

3.Развивает позитивное мышление.

  1. Способствует воспитанию, формированию характера.

5.Притча обогащает нравственно – духовные знания подростков.

6.Способствует развитию творческих способностей и воображения.

7.Помогает развивать умение слушать, концентрировать внимание.

Басқа материалдар

ПІКІР ҚАЛДЫРУ