Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.
Умственное воспитание направлено на формирование творчески мыслящей личности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
Если человек находится в окружении людей, в социальной среде, происходит его умственное развитие, т.е. развивается его ум, интеллект, способность к мышлению. Умственное развитие человека идет значительно интенсивней в условиях социального общения и воспитания, когда на его ум оказывают планомерное воздействие воспитатели, обеспечивающие регулярную и систематическую постановку познавательных задач, вовлекающие его в активную деятельность, обучающие его приемам познавательной деятельности.
В силу этого можно сказать, что под умственным воспитанием понимается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по привитию культуры умственного труда.
Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий, в том числе и специальных воспитательных воздействий.
Основные пути умственного воспитания – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию их умственной культуры.
Умственное развитие учащихся происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации и др.
Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправленное обучение учащихся, в процессе которого они овладевают знаниями, умениями и навыками.
В круг задач умственного воспитания входят:
– накопление фонда знаний о природе, человеческом обществе и мышлении как условие мыслительной деятельности;
– овладение основными мыслительными операциями;
– формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность;
– формирование научного мировоззрения.
Накопление фонда знаний. Ни одно ценное качество ума, нужное для интеллектуальной и активной познавательной деятельности, не может развиваться без запаса систематизированных знаний.
Большую роль в достижении высокого уровня овладения фондом знаний играет личная целеустремленность человека – выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности, прочное овладение общеучебными умениями, т.е. умениями учиться, работать над усвоением учебного материала, выработка привычек к интеллектуальному усилию и длительной интеллектуальной деятельности.
Овладение основными мыслительными операциями. Умственное развитие и умение мыслить предполагает овладение основными мыслительными операциями, к числу которых относятся анализ, синтез, сравнение, классификация. Напомним кратко основные характеристики этих операций. Так, анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств. Синтез – это мысленное объединение частей предметов или отдельных сторон явлений, их признаков и свойств. Являясь операциями, противоположными друг другу, они вместе с тем неразрывно связаны между собой. Они входят также в состав ряда других мыслительных операций. Сравнение заключается в установлении сходства или различия между предметами или явлениями но какому- либо признаку или ряду признаков, выделяемых в определенной последовательности. Сравнение – необходимая предпосылка для проведения обобщения. Классификация (систематизация) представляет собой распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия между ними.
Умения производить анализ, синтез, сравнивать и классифицировать предметы и явления чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия решений, выведения заключений, оценки, подведения под понятие, определения принадлежности явления или предметов к определенному классу и т.п.
Овладение интеллектуальными умениями. В числе интеллектуальных умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы успешно учиться, выделяются в особую группу так называемые учебные умения, или умения учебной деятельности; эти умения имеют достаточно широкую сферу применения и формируются в системе ряда учебных дисциплин. Учебные умения можно подразделить на общие учебные умения, используемые при изучении любых учебных дисциплин, и специальные, необходимые для овладения знаниями в какой-либо определенной области или одной учебной дисциплины.
К числу общих учебных умений относятся умения читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой.
Примером специальных умений могут служить умения читать ноты, технические чертежи, карты, вычислительные умения по математике, умение слушать музыкальные произведения, умение записывать числа, формулы, нотные знаки, пользоваться специальными словарями при изучении иностранных языков и т.п.
Представляется, что к этим наиболее общим умениям, помогающим овладению знаниями, могут быть отнесены умения и навыки самостоятельной работы и более широкие умения, объединяемые понятием культуры умственного труда.
Задача формирования научного мировоззрения. Важнейшей задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, в основе которого лежит понимание научной картины мира и его познаваемости, уяснение основных законов развития природы и общества. Научные основы мировоззрения закладываются в процессе усвоения школьниками основных мировоззренческих идей, раскрываемых при преподавании основных учебных дисциплин, закрепляются в разнообразной внеурочной работе.
Умственное воспитание на уроках. Задача развития умственных сил в процессе обучения решается как через усвоение содержания учебного материала, так и через такую организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекались бы в основные мыслительные операции и выполняли учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений.
В теоретическом плане обоснование методики обучения, нацеленного на умственное развитие учащихся, получило отражение в концепции «развивающего обучения».
Методика развивающего обучения, т.е. обучения, способствующего развитию умственных сил обучаемого, включает в себя идею ориентировки не на достигнутый уже обучаемым уровень развития, а на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), что означает предъявление ученикам требований, несколько превышающих его наличные возможности, но которые он может выполнить с опорой на известную помощь преподавателя.
Сущность этой концепции сводится к тому, что обучение должно строиться на высоком уровне трудности при соблюдении меры этой трудности, т.е. обучение должно быть таким, чтобы учащиеся вовлекались в напряженную умственную работу, чтобы основу их фонда знаний составляли обобщенные теоретические знания, ведущие идеи в науке, опираясь на которые можно постигать более частные факты и явления. Поэтому основа методики развивающего обучения, кроме отбора содержания и выбора методов обучения, включает и верное определение характера и степени учебных трудностей, которые необходимо ученику преодолеть.
Концепция развивающего обучения ориентирует учителя на активную работу с учащимися, поскольку от его усилий и педагогического творчества зависит развитие умственных сил и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
Правильное методическое преподнесение содержания, выбор методов и приемов развивающего обучения – это область подлинного творчества учителя, стремящегося добиться активной мыслительной работы учащихся на уроке, обеспечивающей их общее умственное развитие.
Умственное воспитание во внеклассной работе. Внеклассная работа создает богатые возможности для умственного воспитания учащихся.
В образовательных учреждениях применяются массовые формы умственного воспитания: организация научно- популярных лекций силами учителей, научных работников; показ научно-популярных кинофильмов; проведение читательских конференций; оформление тематических выставок книг; фотоиллюстраций, выпуск стенгазет; организация предметных педель, литературных, физических, химических и других вечеров, конкурсов, олимпиад и пр.
Групповые формы умственного воспитания учащихся применяются на занятиях предметных кружков, секций, ученических обществ.
Во время кружковых занятий по интересам решаются задачи повышенной трудности, ученики занимаются разгадыванием головоломок, ребусов, кроссвордов, которые непосредственно способствуют развитию мышления, познавательному поиску.