Учитель современной системы образования

0
804
Менеджмент қағидасында мектепішілік басқару дағдыларын жетілдіру, педагогикалық квалиметрия әдістері

Учитель современной системы образования

Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличивают требования к системе образования. Совершенствование системы образования, на наш взгляд, должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого учителя, его подходов к обучению и воспитанию детей. Как показывает опыт, какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге все они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе — школьном учителе.

Всякий исторический период развития человеческой цивилизации предъявляет свои требования к педагогу и как к личности, и к его деятельности в преподавании и обучении. Быстро изменяющееся казахстанское общество ставит новые задачи перед педагогами, а значит и перед системой повышения квалификации в стране. Современный учитель обязан владеть научными навыками общения, должен быть способным самостоятельно, с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения. Учитель новой формации это не тот, кто воспроизводит готовые методики для организации учебного процесса, это прежде всего, мыслящая, творческая индивидуальность, которая строит свою деятельность на научной основе, владеющая навыками рефлексии, способная грамотно использовать современные технологии и приемы исходя из потребностей и индивидуальных особенностей своих учеников.

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. Но современной школе нужны люди, имеющие соответствующие ценностные ориентации, которые могут брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умеющие извлекать пользу из опыта. Таким образом, вся система воспитания и образования должна пересмотреть свои позиции, опираясь на миро- вой педагогический опыт.

Каким же должен быть современный учитель? В современный период глобального развития и смены информации, с учениками должен быть педагог, имеющий высокие человеческие качества, гражданскую позицию и все это должно сплетаться с его профессиональными качествами. Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности учителя, основной целью является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного, ответственного, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умение эффективно организовывать работу в классе являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя.

И поэтому у меня возникла необходимость пересмотреть свою систему работы и ввести в свою практику такие подходы в преподавании и обучении, которые способствовали бы получению качественных знаний обучающихся, развивали бы у них коммуникационные навыки. Эти навыки очень важны для успешной жизни. И обучаться этому дети должны в обычной школе, где они проводят большую часть времени.

Я считаю, что нужно переосмыслить традиционные, устоявшиеся взгляды на современные, передовые и инновационные приоритеты в обучении и преподавании. Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов. Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных, то есть к самосовершенствованию. Одним из наиболее рас- пространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества. Поэтому основным направлением работы системы повышения квалификации должно быть развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать учебную деятельность ученика, развить его метакогнитивные способности, овладеть процессами саморегуляции и рефлексии. В связи с этим профессиональная подготовка учителей имеет своей целью формирование их готовности организовать педагогический процесс. Исходя из этого, одной из наиболее значимых способностей для учителя является способность оценивать свою деятельность в соответствии с самыми высокими критериями в личной и профессиональной сфере.

К одному из этих приоритетов и относятся наши курсы повышения квалификации, дающие нам новый импульс для развития. Будучи на курсах, каждый из нас, в том числе и мы, получили тот колоссальный опыт, который был необходим. Так как, пройдя все этапы обучения, мы переосмысливали свою педагогическую деятельность, которой занимались до курсов и пришли к выводу, что именно эти курсы поменяли наш взгляд на педагогическую деятельность. Результатом Программы курсов является сформированность у учеников навыки обучения, тому, как обучаться и становлению их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Становление личности специалиста и профессионала начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Но эффективность этого процесса зависит в первую очередь от личных качеств педагога, его ценностей и приоритетов. Внутренняя мотивация учителя в сочетании его высокой специальной подготовкой и нравственными качествами должна быть неким двигателем непрерывного профессионального совершенствования. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, насколько учитель творчески активен, как сам он стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые личностные качества. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности.

Задачи, которые ставили перед нами тренера курсов, заключались в кардинальном обновлении содержания образования, что требовало решения множества сложных проблем:
  • Как преобразовать огромный объем знаний в индивидуальное приобретение и интеллектуальное богатство каждого ребенка, без вреда для его здоровья?
  • Кaк сделать постоянно обновляющийся материал различных дисциплин наиболее пригодным для его усвоения?
  • Кaк и какими путями перейти от изучения отдельных предметов, частичных знаний к изучению основ наук в их взаимосвязи и взаимопереплетении?
  • Как изменить методы обучения, чтоб учить не просто знаниям, а умению самостоятельно мыслить на основе этих знаний?

Высокие темпы развития науки, техники, общественно-политической жизни не оставляют школу в строне от введений инновационных методов и форм работы. Это требует время, это требует общественность. Школа должна стать местом познавательного общения между подростками и проявления социальной активности, тем самым, предотвращая снижение позитивной мотивации к учению. Именно учитель новой формации с новыми подходами может организовать все нужные направления для создания образовательной среды и структурирования обучения учащихся.

Наша задача дать детям тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Ведь настоящее богатство каждого человека – это то, что внутри нас.

 


ПІКІР ҚАЛДЫРУ